Для вас, родители!
консультация

Зонова Наталия Васильевна

Это полезно и интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_papa_i_ya_chit_semya_1.odt42.51 КБ
Файл nauchi_igrat_1.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья».

Форма проведения: литературная викторина.

Цели.

1. Прививать любовь к чтению художественной литературы. 

2. Развивать познавательную активность детей. 

3. Способствовать возрождению традиции семейного чтения. 

4. Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.

Задачи.

1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

2. Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

3. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания  дошкольников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога дальнейшего обучения в школе.

4. Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

5. Развивать творческие способности.

6. Выявить самую читающую семью.

Организационный этап.

Перед собранием группа украшена плакатами по теме  «Мы – читающая семья», эпиграфа и программы конкурса.

Родители сидят полукругом, а дети заняты в уголке уединения с помощником воспитателя.

Предварительная работа.

1. Беседа с детьми.

2. Анкетирование родителей по теме собрания.

3. Консультация «Как организовать домашнее чтение».

7. Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга».

8. Оформление эпиграфа к родительскому собранию.

9. Оформление на плакате программы конкурса.

10. Подготовка подарков, дипломов участникам конкурса.

11. Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.

12. Оформление папки-передвижки «Уголок книги в семье».

13. Решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

Участники: Родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

Психолог.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Выступление родителей

3. Разминка

4. Конкурс - Отгадай загадку

5. Конкурс - Продолжи стихотворение

6. Конкурс «Отрывок из стихотворения».

7. Конкурс Кто здесь был и что забыл

8. Конкурс «Постановка спектакля»

9. Конкурс «Дальше, дальше…»

10  Заключительная часть.

Актуальность.

Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А. Чехов)

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-80 годы возник миф о России как о самой читающей стране мира. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.

В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в 19 веке даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.  

Вводная часть.                                                                                                    

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка–дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Домашнее чтение обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.  В наше время молодое поколение мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.  Семейное чтение способствует установлению более близкого общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми.

В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя.

Ход собрания.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям.

Книга учит добро понимать,

О  поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Выразительное чтение стихов детьми группы.

Читающая мама.

Всё начинается с семьи, когда-то в детстве раннем.

Мне дверь открыла в книжный мир читающая мама.

Стихи с утра, в обед – рассказ, а на ночь – чудо-сказка.

И наполнялся каждый раз наш дом теплом и лаской.

Я на коленках у неё сидеть могла часами.

За это чтение вдвоём признательна я маме.

Она дарила мне любовь, прижав меня руками…

Я вслушиваюсь вновь и вновь в любимый голос мамы.

Я помню тот волшебный звук исполненный покоя.

И в хороводе чёрных букв рождался мир героев.

Он наши души тормошил сюжетами историй

И мы смеялись от души и плакали от горя…

И было ясно: хочешь стать успешной и великой –

«Читать» должно быть как «дышать», ведь жизнь пуста без книги.

И эта память детских лет во мне живет упрямо,

Ведь мой читательский билет мне выписала мама.

Выступление воспитателя.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Доклад.  

Не только в деском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.

Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Детская литература - это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям… эстетического воспитания».

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бэтманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. 

Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, то есть всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Ознакомление с художественной литературой в детском саду проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание.

По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома! Об этом не следует забывать нам – взрослым.

Основными методами литературного развития детей  6 лет являются:

- чтение (рассказывание) взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами взрослый может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение;

- последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному. Для этого в беседу включаются разные группы вопросов;

- рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его перессказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения;

- театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практику детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная  задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлениям.

Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.   И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые, любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда.

А сейчас я предлагаю провести блиц-опрос.

Блиц-опрос для родителей.

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?

а) читать сам;

б) слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу?

а) хвалите его;

б) ничего не говорите?

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да;

б) нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок?

а) безусловно, да;

б) наверное нет.

 

Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 50-60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения.

Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой.

Рекомендации.

  1. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка что-либо делать, даже из благих побуждений.
  2. Не паниковать самим и успокоить ребенка. Нельзя давить на ребенка!
  3. После чтения не торопитесь его экзаменовать.
  4. Внимательно и дружелюбно выслушайте ребенка.
  5. При первых успехах не жалейте похвал.
  6. Не торопитесь хвастаться перед другими успехами своего ребенка.

Памятка для родителей.

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (можно дробно.)
  2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга (рассказ, сказка), что нового ребенок узнал.
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Вопросы для дискуссии.

1. Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

2. Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

3. Важно ли читать с детьми вслух?

4. Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

5. Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

Ответы к дискуссии.

1. Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет, ни на что времени, в том числе и у детей времени остается все меньше и меньше. Тем более, что многие родители с большим удовольствием заполняют время детей чем-то другим. Хорошо, если это секции, кружки, различные студии.

2. Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится «обязаловкой», и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он дочитает или расскажет содержимое книги до конца.

Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям.  А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли.

3. Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах.

4. Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.

5. Нужно любить читать. Если мы сами - любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая требует внимания к ребенку.  Сколько мы польем и посадим в эту землю, ровно такие всходы мы и получим.  И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, лучше готовы к обучению в школе.

Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.

Воспитатель.

- А сейчас предоставляю слово родителям. Они поделятся своим опытом и расскажут о семейном чтении в их семье.

Родители делятся своим опытом.

Мама Еременко Полины. поделилась своим опытом приобщения дочери к чтению. Прежде всего, это ежедневное чтение вслух. А еще у них в семье такая договоренность. Сначала прочитать книгу. А потом посмотреть фильм, снятый по этому произведению. Родители узнали, что необходимо уважать желание ребенка перечитывать одну и туже сказку несколько раз. Родители узнали, что необходимо уважать желание ребёнка. Согласились с тем, что необходимо продолжать читать вслух ребёнку, даже тогда, когда он научится читать сам. Познакомились с литературой по педагогике и психологии.

Папа Саши Б.. рассказал о том, что у них в семье большая библиотека и традиции семейного чтения передаются от поколения к поколению. Его сын так же как и он в детстве отдает предпочтение приключенческим книгам. Для родителей оказались важными вопросы сколько по времени должно занимать чтение с ребенком, как сделать чтение увлекательным. Молодые родители с удовольствием выслушали советы, как можно дома читать с ребенком вслух, используя разные приемы: театрализацию, чтение по ролям, сочинить свою версию окончания сказки и. т.д.

Воспитатель.

- Сегодня мы предлагаем вам, дорогие родители и вам, ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Мы - читающая семья». (Звучит песня «Маленькая страна»).

- Пока звучит песня, вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. Пока объединяются команды, представляю наше жюри. (В жюри входят  родители.)

Разминка.

Взрослый должен прочесть концовку стихотворения.

- Как звали юношу из сказки "Кот в сапогах"?

- Когда заканчивалось волшебство в сказке "Золушка"?

- Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

- Как звали сестер в сказке "Хаврошечка"?

  1. Конкурс «Отгадай загадку».

В этой книге именины, много было там гостей.

Но на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

(К. Чуковский. «Муха-цокотуха»)

Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался. («Колобок»)

Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка.

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унёс братишку? Назовите книжку. («Гуси-лебеди»)

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок»)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, кто она была?

(«Дюймовочка», Андерсон Г. Х)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? 

(Три медведя)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, простившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? 

(Царевна-лягушка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей. 

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это ... 

(доктор Айболит)

 

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? 

(Буратино)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? 

(Красная Шапочка)

 Кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по-моему хотенью.

(Емеля)

  1. Конкурс «Продолжи стихотворение»

Глубокоуважаемый!

Вагоноуважаемый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважаемый!..

(Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвая

Вокзал остановить?)

С. Маршак

У меня зазвонил телефон...-

(- Кто говорит? - Слон...)

К. Чуковский

Кто на лавочке сидел

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал...

(Дело было вечером,

Делать было нечего)

С. Михалков

  1. Конкурс «Кто здесь был и что забыл?»

Каждая команда получает по две вещи (или картинки) и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений.

1. Телефон («Телефон» К. Чуковского).

2. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковского).

3.  Письмо («Почта» С. Маршака).

4. Мячик («Игрушки» А. Барто).

5. Туфелька («Золушка» Ш. Перро).

6. Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро).

7.  Красная шапочка («Красная Шапочка» Ш. Перро).

8. Горошина («Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсена).

  1. Конкурс «Отрывок из произведения».

Ведущий.

- Я прочитаю вам отрывки из произведений. Скажите, как оно называется, кто его автор?

1. Полечу-ка я к этим царственным птицам. Они наверное прогонят меня за то, что я, такой безобразный. И он сел на воду и поплыл навстречу лебедям.

- Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в воде? Свое собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной темно-серой птицей, а лебедем… («Гадкий утенок» Андерсен Г. Х)

2. Всем нравилась эта милая девочка, но больше всего ее любила бабушка. Сшила она как-то раз из красного бархата шапочку и подарила ее внучке на именины. («Красная шапочка» Ш. Перро)

3. Шел однажды с войны барабанщик. Был он очень беден. Все его богатство составлял барабан. Шел он, шел и вдруг встретил старушку.

- А, славный солдатушка! Не найдется ли у тебя случаем хоть одного сольдо?

- Держи бабушка, мне не жалко

- Спасибо, солдат! – А взамен я тоже дам тебе кое-что. (Д. Родари, «Волшебный барабан»)

Ведущий.

-У нас в зале спрятан волшебный шар. Ребята, помогите его найти.

Участники соревнования находят волшебный шар.

Воспитатель вскрывает его и читает задание семьям-победителям.

  1. Конкурс «Постановка спектакля».

Поставить за 5-7 минут мини-спектакль по любым детским произведениям, на выбор. Участники конкурса уходят в комнату, где подготовлены атрибуты для постановок. По окончании конкурса семьи показывают подготовленные драматизации.

  1. Конкурс «Дальше, дальше».

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

  1. Конкурс  Сказочное лото». 

Ведущий называет первое слово дети отгадывают полное название сказки.

Сивка-...

Конек-...

Мороз...

Гуси-...

Красная...

Заюшкина…

Аленький...

Гадкий...

Бременские...

Царевна...

Мальчик...

Крошечка-

Цветик...

Мертвая...

Доктор…

Волк и ….

Подведение итогов конкурса.

Жюри подводит итоги конкурса.

Дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню «Маленькая страна».

Председатель жюри награждает команду-победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

Дети.            

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратиться в птицу,

Такой же, как все на свете.

А дети читают, а дети мечтают,

И даже их мамы и папы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

 

Решения родительского собрания.

Председатель родительского комитета группы зачитывает решение родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Акция «Подари книгу группе». 

Воспитатель.

Уважаемые игроки, наше собрание подошло к концу. Я благодарю всех вас за активное участие. Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые можно поиграть с детьми перед, во время или после чтения произведения.

Игра «Очумелые ручки». 

Ребенку прочитали сказку про Машеньку и Медведя, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей, или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество.

Ролевые игры.

Не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». 

Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». 

После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Заключительное слово воспитателя.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога и родителя - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, то есть понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших с вами детей, какими они вырастут взрослыми читателями, какими станут людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».З

А  теперь приглашаю всех на чаепитие.

Литература.

Арнаутова Е.П. Общение с родителями: зачем, как? Москва, 1999.

Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «ВАКО» 2009.

Интернет-ресурсы.

Этапы

Цель этапа

Инструментарий педагога или специалиста по достижению цели

Раздаточный материал

Деятельность родителей

Планируемый результат

Вводный

Способствовать возрождению традиции семейного чтения

Вступительное слово воспитателя

Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга».

8. Оформление эпиграфа к родительскому собранию.

9. Оформление на плакате программы конкурса.

10. Подготовка подарков, дипломов участникам конкурса.

11. Оформление выставки художественной литературы для чтения

Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Основной

с Прививать любовь к чтению художественной литературы. 

2. Развивать познавательную активность детей Организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей.

1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

2. Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

 Доклад 1воспитателя.

2. Выступление психолога

3. Выступление родителей

4. Разминка

5. Конкурс - Отгадай загадку

6. Конкурс - Продолжи стихотворение

7. Конкурс «Отрывок из стихотворения».

8. Конкурс Кто здесь был и что забыл

9. Конкурс «Постановка спектакля»

10. Конкурс «Дальше, дальше…»

Вступительное слово воспитателя.

2. Выступление психолога

3. Выступление родителей

4. Разминка

5. Конкурс - Отгадай загадку

6. Конкурс - Продолжи стихотворение

7. Конкурс «Отрывок из стихотворения».

8. Конкурс Кто здесь был и что забыл

9. Конкурс «Постановка спектакля»

10. Конкурс «Дальше, дальше…»

Изготовление табличек с названиями для групповой работ и индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

6. Подготовка необходимого оборудования и материалов: набор скороговорок; набор игр. Набор «сказочных» вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина, сапог, туфелька; песочные часы; запись песни «Маленькая страна».

Изготовление табличек с названиями для групповой работ и индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

6. Подготовка необходимого оборудования и материалов: набор скороговорок; набор игр. Набор «сказочных» вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина, сапог, туфелька; песочные часы; запись песни «Маленькая страна».

Изготовление табличек с названиями для групповой работ и индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

6. Подготовка необходимого оборудования и материалов: набор скороговорок; набор игр. Набор «сказочных» вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина, сапог, туфелька; песочные часы; запись песни «Маленькая страна».

Изготовление табличек с названиями для групповой работ и индивидуальные жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

5. Подготовка заданий для конкурсов.

6. Подготовка необходимого оборудования и материалов: набор скороговорок; набор игр. Набор «сказочных» вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина, сапог, туфелька; песочные часы; запись песни «Маленькая страна».

Выступления родителей.

Участие в конкурсах.

Заключительный

Выявить самую читающую семью.

Подвидения итогов конкурсов.

Вручение подарков и дипломов

ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.

Заключительное слово воспитателя.

       



Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Научи играть»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах педагогики и детской психологии.

Задачи: 

  • раскрыть важность игровой деятельности для детей дошкольного возраста;
  • способствовать  приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию игровой деятельности у детей;
  • дать практические рекомендации по развитию игровой деятельности.

Материал: 

  • проектор, 
  • магнитофон, 
  • цветы из бумаги, 
  • 2 мольберта, 
  • 2 ватмана, 
  • 2 набора фломастеров, 
  • 2 пластиковых стакана, 
  • трубочка для коктейля, 
  • мыло, 
  • ложка, 
  • вода, 
  • камушки разного размера, 
  • косточка от абрикоса, 
  • таз с водой бумажный цветок.

Ход:

Консультация  для родителей «Игра в жизни ребенка»

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы хотим с вами поговорить о детской игре. Как вы думаете, зачем дети играют? (ответы родителей) Правильно! Ведь игра – это детство ребенка. 

Ребенок счастлив в те минуты, когда, вы играете с ним. Сколько радости и восторга им это приносит! Но, взрослые зачастую, отказываются от игры, мотивируя это усталостью, делами и т.д. Ребенок очень ранимо переживает отказ от игры, ведь родители – самые близкие люди для него

Что же значит для детей игра?

В игре ребенок усваивает нормы общества, осваивает человеческие взаимоотношения, развивается интеллектуально. Через игру ребенок приобретает новые знания о том или ином предмете, усваивает нормы поведения в той или иной ситуации, закрепляет полученные навыки. Играть ребенок должен на протяжении всего дня, не только в детском саду, но и дома.

 

Именно с помощью игры можно превратить скучные занятия в увлекательное изучение материала. Игра повышает не только интерес к занятиям, но и вызывает чувство удовлетворения и стимулирует  дальнейшую деятельность. Игра приносит ребенку не только моральное удовлетворение, но  и развивает его физически, нравственно, интеллектуально. Развиваются такие качества как сообразительность, ребенок учится логически мыслить, развивается навык прогнозирования, самостоятельность, смелость, ответственность,  доброта и трудолюбие.

Одно из главных условий – хвалить ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Не делайте акцент на ошибках, это может вызвать неуверенность в себе, замкнутость и нежелание приступать  к этой игре снова. Задача взрослого сформировать у ребенка умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Еще один главный момент – взрослый должен занять роль партнера, а не руководителя. Не бойтесь давать ребенку главную роль – это даст возможность ему почувствовать себя ведущим, повысит его самооценку и научит действовать.

 

Игра-практикум «Научи играть»

Воспитатель. Как же научить ребенка играть? Да очень просто, нужно предоставить себя в качестве внимательного и поддерживающего партнера по играм. Не забывайте также, что играя со своим ребенком, вы сможете больше узнать о его эмоциональных переживаниях, важных для него проблемах. Моделируя в игре тревожащие ребенка ситуации, вы поможете ему справиться с негативными переживаниями. А чтобы научить ребенка играть, нужно самим научиться играть. А мы вам в этом поможем.

А сейчас, дорогие родители, предлагаем вам вернуться в ушедшее лето и превратиться в красивых бабочек. Бабочки красиво порхают на полянке (взрослые двигаются под красивую музыку)  и садятся на цветы. Теперь возьмите свой цветок и разделитесь на команды, соответственно изображению.

«Представь свою команду» Участникам необходимо придумать название своей команды и ее девиз.

«Ласковый мяч» Прежде чем начать игру, попробуем размяться. Я буду называть слово, и кидать мяч, по очереди сначала одной команде, затем – другой. А вы будете это слово превращать в ласковое и возвращать мяч мне. Давайте играть! (куб-кубик, слон-слоник, туфля-туфелька и т.д.)

«Рассуждалки» Ваши дети приготовили для вас загадки, вам нужно их отгадать! Внимание на экран. (Дети описывают предмет, не называя однокоренные ему слова. Взрослые должны угадать. Слова: пирожное, компьютер, отпуск, динозавр)

«Узнай звук» Каждый из нас задумывался над тем, что такое звук. Почему они разные и чем отличаются. Нашим деткам интересно, а смогут ли их родители угадать звук, не видя, кто его издает, давайте попробуем. (Воспитатель включает запись звуков, команды по очереди их угадывают. Звуки: поезд, хруст снега, колокольчик, стук каблуков, идет дождь, вьюга, визг тормозов, бьется стекло.)

«Пантомима» ваши детки изобразили разных животных в пантомиме, угадайте, кого они изображают. Внимание на экран. (слон, кошка, петух, собака, лошадь, мышка)

«Музыкальная пауза» Смотрим на экран и повторяем танец за детьми.

«Мама, папа, я – счастливая семья!» Каждой команде нужно нарисовать семью: кошки и коровы. Участвуют 6 человек. Первый игрок рисует маму, второй – папу, третий – детеныша, четвертый – где живет это животное, пятый – чем питается, шестой – какую пользу приносит. А капитан команды представит свою семью.

«Опыты» Вы сейчас будете исследователями. Вам предстоит создать свои собственные опыты из тех материалов, которые мы приготовили. Опыты «Мыльные пузыри», «Достань косточку без помощи рук», «Цветок лотоса», «Водяные камушки».

Подведение итогов. Вручение командам награды.

Воспитатель. Уважаемые родители, понравилось ли вам играть? Какие игры вы возьмете себе на заметку? Какая игра, по вашему мнению, понравится вашему ребенку? Почему? Желаете ли Вы еще участвовать в подобных играх? Предлагаем Вам составить фотоотчет, на тему «Мы играем дома», где Вы сможете обменяться опытом и просто показать, в какие игры вы играет со своим малышом. Будем рады увидеть ваши работы! Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...