«Учите детей думать»
консультация

Моисеева Марина Юрьевна

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите детей думать»

           Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью. Занимаясь с ребёнком, проговаривайте всё, что делаете сами, и активизируйте речь ребёнка. Создавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжению. Никогда не думайте за ребёнка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чём-то, мы тут же слышим от детей «Я не знаю, я не умею». Ребёнку просто не хочется думать. В этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наводящие вопросы, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет формирование у них всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. В зависимости от возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Основой абстрактно-понятийного (словеснологического) мышления служит высокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышлению надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребёнок сам ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нашли несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумайте сами и учите детей сочинять загадки.

Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лёгкий, в руках тает»; «Сами маленькие, а человечек на них с горки едет», «Пушистый, ходит, мяукает».

Особое удовольствие вызывает у детей игровые действия. Например, загадывая загадку, взрослый производит определённые действия, по которым ребёнок и должен её отгадать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на ногу, изображая медведя).

Вы читаете или рассказываете коротенький текст, содержание которого может быть понятно лишь при анализе ситуации. Ребёнок должен понять смысл и сделать вывод. Например: Мама шла из магазина и несла в руках тяжёлые сумки. Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай мне одну сумку, а меня возьми на ручки», правильно ли решил мальчик?

Не забывайте расширять словарный запас ребёнка. Для этого не обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в слова».

• Кто больше придумает слов на заданную букву или назовёт больше цветов, зверей.

  • Предложите ребёнку называть слова противоположные по значению (большой - маленький, высокий - низкий и т.д.).
  • Можно называть признаки знакомых предметов. Например: яблоко - большое, сочное, сладкое.)
  • Можно предложить ребёнку закончить предложение. Например, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом...», «После весны наступает...», «В лесу мы собирали....»

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей

  • Предложите ребёнку закончить ряд: круг, квадрат, треугольник, круг
  • Попросите ребёнка сказать , какие фигуры пропущены в указанном ряду с учётом последовательности расположения:
  • Предложите ребёнку заштриховать квадратики в такой последовательности, чтобы получилась шахматная доска.
  • Предложите ребёнку продолжить буквенный ряд:

ААБААБААБААБААБ        

ВЕРВЕРВЕРВЕР        

          Развитие мышления и речи является важнейшим условием для успешного овладения учебной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите ребенка думать и говорить

памятка для родителей...

Консультация для родителей " Учите детей думать и говорить"

Консультация для родителей «Учите детей думать и говорить (семейное воспитание) »Ведущим видом деятельности у детей 3-4 лет является игра.В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует...

Учите детей думать и говорить

Консультация для родителей, игры и упражнения на развитие мышления и внимания....

Памятка для родителей Учите детей думать и говорить

Данная памятка содержит информацию для родителей о значении  развивития  у детей мышления и речи, а  также упражнения и игры по их развитию....

Семинар-практикум "Учим детей думать, размышлять, мыслить"

Цель представленного материала - оценить значимость процесса развития мышления ребёнка и овладеть несложными приёмами развития мышления....