Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
статья (старшая группа)

Таржиманова Лана Игоревна

И взрослый и ребенок, обладает эмоциями, очень проявляет их, но ребенок еще не может эти эмоции контролировать. Взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. У дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Эмоциональный интеллект — относительно молодой теоретический конструкт, появился примерно 25 лет назад. На пике исследований интеллекта, психологи заметили, что есть целый пласт явлений, которые стандартные тесты интеллекта измерить не могут — пласт про чувства, переживания, эмоции. Так появилось понятие эмоциональный интеллект. Изначально в это понятие входила способность человека понимать и верно интерпретировать свои эмоции и эмоции других людей.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления— способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем. Управление эмоциями— возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

5 вещей для развития эмоционального интеллекта у детей

1. Обращайте внимание на эмоции

Воспитание — занятие, вызывающее стресс, и зачастую может казаться, что ему нет конца. Очень часто оно напоминает не марафон, а скорее изматывающий бег, длящийся до тех пор, пока вы не умрете.  Не бойтесь демонстрировать эмоции перед своими детьми. Готтман установил, что даже злость (если проявлять ее с уважением к окружающим и в конструктивной манере) имеет право на существование. Если родители воздерживаются от проявления эмоций, их дети могут решить: «У мамы с папой нет этих эмоций — значит, у меня их тоже не должно быть»

2. Эмоции — возможность продемонстрировать близость и научить ребенка чему-то новому

Фразы наподобие: «Нечего бояться» или «Все будет хорошо» демонстрируют стремление избавиться от проблемы. Именно после них дети начинают сомневаться в своих собственных суждениях и терять уверенность в себе.

3.  Активно выслушивайте и подтверждайте право ребенка на чувства

Важно применять активное слушание. Разговорите ребенка. Помогите прояснить происходящее. Подтвердите его право на эмоции (но, опять же, необязательно подтверждать право на демонстрируемое ими поведение). Ему нужно понять, что вы действительно понимаете происходящее, что вы на его стороне.

4. Научите давать название своим эмоциям

Помогите им справиться с происходящим, давая названия тому, что они испытывают. Злость, грусть и страх превращаются в опыт, который переживает каждый из нас — и с которым каждый может справиться. Определение эмоций тесно связано с эмпатией.

Сам акт присвоения названий эмоциям может оказать смягчающее воздействие на нервную систему, помогая детям быстрее восстанавливаться после расстроивших их инцидентов.   

5. Обозначьте пределы и помогите научиться решать проблемы

Вы не всегда будете рядом, чтобы подсказать ребенку, как поступить. Так что поощряйте его самостоятельно придумывать идеи, помогайте им прийти к решению, которое будет эффективным, соответствовать вашим ценностям и учитывать чувства других людей. Именно так малыши с развитым эмоциональным интеллектом становятся находчивыми и ответственными детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...

Статья,, Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"

Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект и нужно ли это делать? Что такое эмоциональный интеллект? Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ре...