Памятка для родителей "Десять шагов к письму"
консультация

Эффективная система упражнений подготовки дошкольников к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Десять  шагов к письму»

      Для того, чтобы ребёнок успешно освоил необходимые движения и навыки для письма, необходимо соблюдать специально разработанную эффективную систему упражнений  разбитую на десять этапов (шагов).  В этом случае у будущего первоклассника мягко формируются необходимые для письма навыки и, придя в школу, он  без особых проблем осваивает прописи. Остановимся на каждом этапе подробнее.

1.  Как сидеть?                                                                                                                          Еще до того, как ребёнок начнет осваивать письмо, необходимо сразу же приучить дошкольника соблюдать несколько несложных правил, приучающих ребёнка правильно сидеть за столом:

  • Сидеть прямо;  
  • Опираться на спинку стула;
  • Не опираться грудью на стол;
  • Ноги держать прямо, с упором на пол или подставку;
  • Туловище и голову держать ровно;
  • Обе руки  - на столе, при этом локти выступают за край стола;
  • Свет при работе падает слева (у левшей – справа)

2.  Как держать тетрадь и ручку?                                                                                   Следует учитывать, что праворукие и леворукие  дети должны держать тетрадь и ручку по разному.                                                                    

Праворукий ребёнок:

  • Тетрадь должна быть чуть наклонена вправо, чтобы её нижний левый край находился на уровне груди. Такое положение тетради позволяет свободнее передвигать руку по строке.
  • Левая рука поддерживает тетрадь сначала снизу, а когда страница заполняется – сверху.
  • Ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой  - с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты. Указательный палец не должен прогибаться. Рука во время письма опирается на верхний сустав загнутого мизинца. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – 2 см.

Леворукий ребёнок:

  • Тетрадь сдвинута к правой руке и наклонена вправо.
  • Ручка берётся чуть выше  (3-4 см от кончика стержня). Указательный палец практически не прогибается. Ручка лежит более плоско вдоль большого пальца. Угол между ручкой и кистью практически отсутствует.

3.  Как рисовать  прямые линии?

  • Сначала ребёнок должен обязательно освоить понятия «верх»,  «низ»,  «право»,  «лево» , «середина» на листе бумаги в игре, без графических движений.
  • Когда он поймёт, что от него требуется, предложите ему соединить точки по стрелочкам в заданном направлении: «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

- - - - - - -  >  ;  < - - - - - -  ;                 ;            

  • Необходимо чтобы движение начиналось и заканчивалось в заданной точке.
  • Дошкольник должен научиться различать , понимать и чувствовать, что его рука действительно может свободно двигаться  в разных направлениях.

4.  Как рисовать параллельные линии?                                                       Непараллельность штрихов – наиболее частое нарушение почерка. Добиваться параллельности при помощи трафаретов и косых линеек бессмысленно – при переходе на письмо без разлиновки надо будет осваивать навык заново.

  • Объясните ребёнку, что такое параллельные линии – ровные  линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
  • Объясните  и покажите, что все вертикальные и косые штрихи пишутся только сверху вниз, а горизонтальные – только  слева направо.
  • Самый эффективный прием – штриховка. Для работы  важно подбирать небольшие картинки, чтобы штрих не был очень длинным.

5.  Учимся рисовать полуовалы                                                                                Полуовалы – составная часть как печатных, так и строчных букв. При рисовании этих элементов необходимо учитывать:

  • Ориентировку в пространстве;
  • Соотношение высоты и ширины.                                                                                 При выполнении этих фигур необходимо обращать внимание на положение руки: кисть должна опираться только на мизинец.

6.  Учимся рисовать круги и овалы                                                                                 Чтобы круги и овалы не превратились в каракули , необходимо выдержать чёткую траекторию движения , что для ребёнка 6-7 лет сложно.

  • Для отработки полезно «раскручивать» и «закручивать» спирали.
  • Чтобы увидеть и четко понять различие между кругами и овалами, полезно срисовывать эти фигуры не по отдельности, а рядом,  и сравнивать.

7.  Рисуем зигзаги и прямые  

 Нередко ребёнок неплохо осваивает написание отдельных букв, но при попытке написать слово первые  несколько букв пишутся правильно, а следующие становятся меньше, меняется наклон, пропорции. Это происходит из-за того, что ребёнок не умеет передвигать руку по строке, напрягает её, жестко опирается на мизинец и всю руку. Чтобы этого не произошло, нужно на предварительном этапе научить свободно передвигать руку по строке.

  • Выбираем крупные графические элементы:  «волны», «облака», «дороги с горками».
  • Сначала пробуем «проехать по широкой дороге», потом – «по узкой тропинке».
  • Начинаем с пунктирных линий, а затем учим ребёнка выполнять сплошные линии, не отрывая руки

8.  Различаем и пишем элементы печатных букв

Знакомство с алфавитом рекомендуется совмещать с анализом элементов  букв и их сочетаний конструированием их из спичек и других материалов. На этом этапе ребёнку необходимо понять, что такое рабочая строка, её нижняя и верхняя граница, срединная линия. Освоив анализ и конструирование печатных букв, способ их расположения на строке, ребёнок легко учится делать то же самое с письменными.

9.  Учимся писать печатные буквы

Чтобы закрепить зрительный образ буквы и избежать механического копирования полезно выполнять задания «допиши букву». Точки начала движения и стрелочки помогают сформировать правильную траекторию движений при письме. Кроме того, при  выполнении таких заданий:

  • Закрепляется зрительный образ буквы;
  • Совершенствуется система двигательных координаций;
  • Отрабатывается умение чётко следовать инструкции, определять последовательность действий.

10.  Пишем элементы  письменных букв

Фактически, девятый этап завершает этап подготовки к письму. К следующему, десятому этапу рекомендуется переходить только в школе

Литература:

Подготовлено по публикациям М.М.Безруких «Обучение письму"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Шаги любви"

Очень важно в какой атмосфере воспитывается ребенок,что "заложат" в него в раннем детстве и каким будет он во взрослой жизни. Памятка для родителей "Шаги любви" поможет родителям задуматься и избежать...

Памятка для родителей "5 правил письма".

Памятку для родителей "5 правил письма" можно использовать в качестве материала на  информационно-просветительских логопедических стендах,  в качестве сообщений на родительских собраниях и и...

"Десять шагов к письму"

Статья для родителей о подготовке ребенка к школе....

Десять шагов к письму

Чтобы ребенок мог свободно овладеть необходимыми для письма навыками, нужно придерживаться определенной последовательности. Для этого разработана система упражнений, которая разбита на десят...

Памятка родителям «10 шагов, что бы стать хорошими родителями»

Памятка родителям по улучшению взимоотношений с ребёнком...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

Все вышеизложенные правила достаточно просты и эффективны, а их соблюдение позволяет полностью исключить вероятность несчастных случаев с ребенкам во время пересечения даже оживленных транспортных пут...

Памятка родителям Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге

Памятка родителям Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге...