Консультация для родителей: "Фонематический слух - основа правильной речи"
консультация

Зарипова Диляра Зифировна

Фонематический слух - это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие по звучанию фонемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Фонематический слух – основа правильной речи»

        Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие по звучанию фонемы. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.

       По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный физиологический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к речи. Они не могут определить из каких звуков состоит слово; путают слова, близкие по звучанию; не могут выделить начальный и конечный звуки в слове и т. д.

      Дети, посещающие логопедическую группу, в той или иной степени страдают нарушением фонематического слуха. Это приводит к недостаткам звукопроизношения.

      С самого раннего возраста надо «показывать» ребенку, что речь, слова состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать. Воспитывая внимание и интерес к речи, нужно научить ребенка определять, есть ли такой-то звук в слове, где он находится, выделять первый и последний звук. Эти знания и умения могут быть усвоены только в процессе обучения под руководством взрослых.

       Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

       Упражнения на фонематический слух довольно легкие и выполнять их можно в домашних условиях.

      Упражнения выполняются по принципу «От простого к сложному».

      1. Узнавание неречевых звуков (является фундаментом развития фонематического слуха).

Упражнение «Угадай что звучало»

Что нужно делать? Играть! Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги. Или подобрать несколько игровых музыкальных инструмента (барабан, колокольчик, погремушка, бубен) и попросить ребенка угадать что звучало, предварительно погремев какой-либо из них.

     2. На следующем этапе нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

Упражнение «Три медведя»

Это упражнение-имитация. Почитайте своему ребенку сказку про трех медведей, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

Упражнение «Громко или тихо»

Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком. Например: когда мама говорит тихо, ребенок хлопает в ладоши, а когда мама говорит громко, ребенок топает ногами.

     3. На третьем этапе идет узнавание слов – большая работа для головного мозга.

Упражнение «Правильно-неправильно»

Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, то правильно, то неправильно, заменяя первую букву слова на другую. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка. Услышав правильное слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши или поднять руку.

     4. На четвертом этапе ребенку необходимо научиться различать слоги.

Упражнение «Кто лишний?»

Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

     5. Пятый этап – один из важных, различение звуков на слух.

Упражнение «Поймай звук» 

Одно из наиболее часто используемых логопедами. Родитель произносить цепочку звуков, например гласных: А, Э, А, Э, Ы,А, О,А. И просит ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук «А». Постепенно задание усложняется, можно перейти к согласным звукам, затем звукам близким, например такой цепочке (С,З,Ц,С,Ш,С,З,С) и попросить ребенка хлопнуть, когда он услышит звук «С» из цепочки звуков.

     6. Шестой этап – самый сложный – аналитический.

Упражнение «Назови звук»

Родитель предлагает ребенку назвать первый звук с которого начинается слово. Например: Аня, окно, улыбка, эхо. Затем: Шапка, сани, кошка, мыло и другие слова. Задание постепенно усложняется: можно попросить ребенка назвать не первый, а последний звук в слове, затем второй звук, третий и так далее.

Развитый фонематический слух – залог успешного овладения

чтением и письмом!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"

Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....