Роль сказкотерапии в развитии дошкольника
статья

Великанова Елена Григорьевна

В статье представлены приёмы и техники работы со сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazkoterapii_v_razvitii_doshkolnika.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказкотерапии в развитии дошкольника

Детям, особенно дошкольного возраста, просто необходимо верить в сказку, в волшебство. Чем же могут быть полезны знания по сказкотерапии?

В сказках метафорично рассматриваются разные проблемы, ситуации, волнующие ребенка. Но что особенно важно, так это то, что в сказке ненавязчиво дается путь преодоления проблемы.

Сказка не директивна, она ничего не навязывает.  Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

По большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку.

Сказки воспитывают в ребенке хорошие человеческие качества. Переживая эмоции героев, ребенок учиться различать эмоции и чувства. В дальнейшем это пригодится ему во взрослой жизни. Малыш учится понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло.

Ребенок должен видеть, что вокруг него огромный мир, полный интересного и неизведанного. Каждый выполняет свою роль. На примерах героев сказки малыш знакомиться с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов построить их сам.

Если вовремя рассказать ребенку правильную сказку, эффект будет таким же, как у взрослого, прошедшую психологическую консультацию у опытного психолога. Главное отличие лишь в том, что ребенку не придется вслух анализировать и делать соответствующие выводы о том, что происходит в его жизни. Работа будет проходить на подсознательном уровне ребенка.

Если вы решили самостоятельно провести сказкотерапию, вы должны соблюдать ряд условий, без чего добиться необходимого эффекта будет крайне сложно.

Огромное значение имеет непосредственное общение между ребенком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определенное эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа. Взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.

Во время рассказа необходимо, чтобы ребенок имел возможность наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым. Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы. Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации.

Ребенок не должен чувствовать, что вы пытаетесь у него что-то выведать. Нужно выбрать удобный момент. Если в вашей семье принято рассказывать сказки, ребенок сам может попросить вас об этом.

Никак не комментируете ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, потом записать и подумать о значении. Не нужно рассказывать ребенку сразу все сказки. Сами запутаетесь и ребенок устанет.

Рассказывая сказку, взрослый должен описывать ситуацию, в которой содержится актуальная проблема ребенка, которая будет зашифрована в сказочной метаморфозе, в образном ряде сказки. Но сюжет сказки не должен быть очень похож. Он должен лишь косвенно касаться реальной ситуации.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ, неожиданно бледнеет или краснеет, или отказывается отвечать на вопрос – все это признаки остроты проблемы.

Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы о взаимоотношениях людей с животными. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.

Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни.

Для решения детских проблем можно использовать как русские, так и зарубежные сказки известных авторов или народные сказки.

Для девочек подходят сказки, в которых главный герой – женщина или девочка. Например, «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», «Золушка», «Спящая красавица» и др. Несмотря на то, что во многих сказках улавливается женский путь и решение проблемы, действующим лицом выбранных сказок для мальчиков, должен быть мужчина, например, сказка «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».

Для решения психологической проблемы нужно выбирать различные сказки с лечебным эффектом:

Проблемы в семье (скандалы, развод родителей, жестокое отношение): «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка».

Стресс, невроз, детские истерики, кризис: «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна-Лягушка», «Серая шейка».

Низкая самооценка, вхождение приемного ребенка в новую семью: «Мальчик-с-пальчик», «Гадкий утенок».

Преодоление страха: «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба-Яга».

Нежелание убирать за собой личные вещи и игрушки, отказ от содержания их в чистоте: «Федорино горе».

Жадность, нежелание делиться и помогать другим: «Мешок яблок».

Отказ или страх перед прививками, уколами: «Про бегемота, который боялся прививок».

Отказ от умывания, нежелание чистить зубы: «Мойдодыр».

Каждый родитель в состоянии самостоятельно сочинить по-настоящему «эффективную» сказочную историю. Главное соблюдать последовательность действий.

Вначале необходимо подумать, что волнует вашего ребенка, постараться посмотреть на неприятную ситуацию его глазами. Возможно, у малыша есть любимая сказка, которую он просит почитать ему через день? Значит, именно она затрагивает очень важные для него вопросы.

Начните сказку с подробного описания главного героя (или героини). Постарайтесь сделать так, что бы он сразу стал близок и симпатичен ребенку. До 5 лет детям проще ассоциировать себя с животными или любимыми игрушками.

Затем главный герой сказки должен попасть в ситуацию, похожую на ту, что представляет проблему для ребенка.

Следующий этап – главный герой приключения должен найти выход. Позитивный финал – главный инструмент сказкотерапии.

После необходимо поговорить с ребенком, объяснить и дополнить выводы из сказки.  Иногда удачная сказка производит на ребенка такое впечатления, что ему нужно помолчать и побыть наедине с собой.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям — лучше понять своего ребенка.   

Техника сказочной безопасности (автор Л.И. Кононова)

1. Сочиняя историю, вы не должны стыдить ребёнка, не должны высмеивать его недостатки, даже через героя истории.

2. Не нужно сочинять историю-катастрофу, историю, запугивающую ребёнка.

3. Герой сказки не должен подавлять своими способностями и умениями, а должен восприниматься “равным”, “таким, как я”.

4. Сказка должна иметь чёткий посыл, показывать новые возможности, создавать импульс для действия, рождать надежду.

5. Терапевтическая сказка не должна противоречить правилам безопасности жизни ребёнка.

6. Использование сказок и историй не всегда достаточно. В сложных случаях сказка – вспомогательный инструмент, её использование не предполагает отказа от других форм медицинской или психологической помощи.

7. Удачно сочиненная терапевтическая история только запускает процесс изменений, и этот процесс может быть довольно длительным.

Основные правила сказкотерапии

Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт, к примеру, в детском саду, морально подготавливая его. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.

Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку перед тем как он ложится спать: днём или вечером.

Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «Когда-то/где-то далеко-далеко», «Давным-давно, в одном королевстве..». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижаму.

Виды терапевтических сказок.

1. Дидактические сказки

Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках, возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения в увлекательной форме.

2. Художественные сказки

В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.

Издавна художественные сказки ширились и наполнялись , они содержат вековой опыт.

3. Диагностические сказки

Подсознательно ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав  себе в герои мышку-норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший  капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.

4. Профилактические сказки

Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.

5. Лечебно-психологические сказки

Сказки, которые  проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе с главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.

6. Медитативные сказки

Чтобы снять усталость и напряжение  - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоиться и найти способ расслабиться. 

 Приложение

«Маленькая история о грозе»

Терапевтический эффект-снижение у ребенка страха природных явлений (грома и молнии).

Возраст детей: 3-5 лет.

Высоко в небе, на большой дождевой туче жил маленький дождик. Он был очень озорной и непоседливый. С утра до вечера он поливал людей из своей маленькой леечки. Ему было так весело, когда мокрые прохожие бежали от него. И только одна маленькая девочка, увидев в окно, что на улице начинается дождик, выбегала из своего домика и весело прыгала по лужам. «Ах, так, - подумал дождик. - Вот сейчас тебя напугаю!» Он взял огромный таз и начал изо всех сил бить в него.

Девочка сначала очень испугалась. Никогда в жизни она не слышала такого ужасного шума. Она спряталась под крыльцо, подняла голову и увидела, что на большой дождевой туче сидит, свесив ножки, маленький озорной дождик. Девочке стало очень весело. Она пела веселую песенку о дождике. Песенка была такая хорошая, что дождю совсем расхотелось стучать в свой медный таз. И даже поливать из леечки. Выглянуло солнышко. Расцвели яркие цветы. И все вокруг улыбнулись.

«Как щенок нашел друга»

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха домашних животных, собак.

Возраст детей: 3-5 лет

Жил-был на свете маленький рыжий щенок. Он был очень озорной и веселый. Когда щенок родился, его мама, большая собака с добрыми глазами, облизала его своим языком и сказала: «Здравствуй, малыш!»

Щенку так хорошо было с мамой. Ночью он спал, свернувшись клубочком с маминым животом, а днем бегал по квартире. Мама его учила всяким собачьим премудростям: где можно спать, как есть, как лаять на чужих.

Жил щенок и рос потихоньку. Как-то днем, когда мама задремала, щенок выбежал в коридор и увидел, что дверь на улицу открыта. Очень интересно ему стало, а что же там за дверью? Туда он еще ни разу не ходил.

Вышел щенок в подъезд, спустился по лестнице и попал на улицу. А там ... автомобили мчатся, люди куда-то спешат, вороны кричат на дереве ... Щенок испугался, дрогнул и хотел было пуститься наутек, обратно к маме. Но дверь подъезда захлопнулась, и щенок остался один на улице. Тогда он решил: «Я буду сидеть у дверей и ждать, когда придет хозяин и поведет маму гулять. И меня найдут». Но никто не выходил из подъезда. Целый день бродил рыжий щенок по улицам. Он очень устал и хотел есть.

Из магазина вышел мальчик. Его за руку держала мама. Малыш протянул руку, чтобы погладить собачку. Щенок сначала очень обрадовался и даже завилял хвостом. Но тут он вспомнил: «Ведь мама меня учила! Есть хозяин. Он хороший. А есть другие люди. На них обязательно нужно громко лаять!». И щенок залаял. А малыш испугался. И мама его тоже испугалась. Загрустил щенок. Он не хотел напугать малыша. Ну разве он виноват, что нужно лаять, пока с кем-нибудь поближе не познакомишься. И щенок снова завилял хвостом. Очень ему хотелось с мальчиком подружиться. Но мальчика мама повела за руку и строго сказала: «Нельзя гладить незнакомых собак. Они могут укусить», а щенок подумал, что кусать он бы, конечно, никого не стал.

Совсем загрустил щенок. Есть хочется, мамы нет, а на улице вскоре ночь наступит. И тут он услышал знакомый лай. Это мама его нашла. Щенок и мама были очень рады.

Прошло время, щенок вырос. Однажды к хозяину пришел человек с маленькой девочкой. Девочка увидела щенка и захлопала в ладоши от радости. «Папа, - закричала она, - давай возьмем к себе домой эту замечательную собачку. Щенок хотел залаять, как учила его мама, но передумал. Очень ему девочка понравилась. С тех пор девочка и щенок подружились. Девочка кормила его, гуляла с ним два раза в день и очень любила. Поэтому щенок никогда не рычал и не лаял на свою хозяйку.

«О Темноте-Темноте»

Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты.

Возраст детей: 3-5 лет

Жила-была Темнота-Темнота. Когда солнышко садилось, и вечерело, выходила она из домика, раскрывала свой черный плащ, и становилось вокруг темно. Люди сердились на темноту и говорили: «Ах, уже стемнело. А мы работу закончить не успели. Совсем ничего не видно стало». Они зажигали фонари. Но плащ у Темноты был такой черный, что света фонарей не хватало, чтобы осветить все вокруг. Поэтому людям приходилось идти в свои дома и ложиться спать.

А Темнота радовалась: «Вот какая я сильная, вот какая я мощная. Захочу - и ни у кого ничего не получится. И никто на улицу не выйдет». Гуляла Темнота по лесам, по лугам, по дорожкам городским. И только когда утром снова вставало солнышко, шла она спать.

Вот однажды, когда вечер уже наступил, вышла Темнота на прогулку и слышит - плачет кто-то. Видит: сидит маленькая девочка и горько плачет. Темнота у нее спрашивает: «Ты кто такая и чего плачешь?»

А девочка ей отвечает: «Я - Варя. Пошли мы с бабушкой моей за ягодой морошкой. Собирали ягодки, да только я от бабушки отстала, а в темноте тропы не видно. Как я теперь домой попаду?»

«Вот, - думает Тьма, - какая я! Самая главная на свете! Все от меня зависит! И никто кроме меня, помочь не может».

Вдруг слышит девочка: «Угу! Угу!» Испугалась она, под дерево спряталась, стоит, дрожит.

Видит - два желтых глаза в темноте светятся.

«Здравствуй, Варя! Это я, филин. Я тебе помогу. Мне Темнота не страшна. Я днем сплю, а ночью всегда летаю и в темноте все вижу. Иди за мной, я тебя из леса выведу».

Вскоре они из леса вышли, вдалеке домики показались. Сказала девочка филину спасибо, и он в лес улетел. А Варя уже по дорожке сама домой прибежала. Вот бабушка двери открыла, а там свет в комнате, Темнота-Темнота испугалась света и осталась за дверью. Тут уж петухи запели, небо посветлело. Это солнышко проснулось. Пришлось Темноте в свой домик быстро бежать, потому что она самая большая трусиха - она всего на свете боится: и света и смелых людей.

А Варя с тех пор Темноту бояться перестала!

 

«Кто не хочет чистить зубки»

Терапевтический эффект - позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы.

Возраст детей: 4-7 лет.

В одной волшебной стране жили-были зубки. Да-да, обычные зубки. Среди них был один маленький зубик по имени Зубастик. Зубастик очень любил грызть орешки, яблоки и конфетки.

В этой волшебной стране у всех зубов были свои домики, где они ели, спали и чистились. Наш зубик очень любил поспать и поесть, а вот чиститься щеткой ему совсем не нравилось ... лениво ему было.

«Удовольствие от этого дела никакого, пользы тоже не вижу, - рассуждал так Зубастик - только время зря трачу, лучше пожевать в это время конфету ...»

И однажды решил зубик совсем перестать чиститься.

Целыми днями напролет Зубастик грыз орешки и ел разные вкусности. Весело ему жилось и не приходилось дважды в день тратить время на чистку.

Однажды Зубастик пошел в гости на день рождения к другу. Когда он пришел домой к нему, то почему то никто не захотел с ним разговаривать и играть.

«Что это с ними? Раньше же им нравилось со мной играть», - расстроился Зубастик.

Там был огромный вкусный торт с шоколадом и орехами. Зубастику тоже достался кусочек торта, но к всеобщему удивлению, как только Зубастик попытался съесть тортик, то сразу закричал от боли, заплакал и убежал.

«Что это с Зубастиком? Раньше же ему нравилось есть сладости», - удивились все.

А у Зубастика так разболелось все-все от этого шоколадно-орехового торта. Ой, как было больно, даже плакать и шевелиться было ужасно больно.

«Наверное, я умираю»,-решил Зубастик и побежал быстрее в больницу.

В больнице его встретил добрый доктор Чистозуб, осмотрел он Зубастика, покачал головой и сказал: «Да, это очень тяжелый случай, я ничем не могу здесь помочь».

«Неужели это все? Неужели я больше никогда не смогу грызть?! »- испугался зубик и горько-горько заплакал.

Врач Чистозуб спокойно ответил: «Будешь ты грызть еще или нет, зависит только от тебя. Каждый сам должен следить за своим здоровьем. Ты, дорогой Зубастик, когда в последний раз чистился, например? »

Зубастик задумался ... и не смог вспомнить, когда это было в последний раз: «Давным-давно, наверное».

«Ммммм, и ты удивляешься, что тебе так больно есть? - удивился врач, - ты что не знаешь для чего зубы чистятся? »

«Нет ...» - неуверенно простонал Зубастик.

«Зубы чистятся для того, чтобы на них не накапливались грязь и остатки пищи. Ведь все это остается на зубках, и если не чистить зубки специальной щеткой, то вся эта грязь начинает разрушать зубки, поэтому у тебя все так болит, Зубастик, - ответил доктор Чистозуб. - Решай сам: если ты хочешь выздороветь, то нужно чиститься утром и вечером, и не жалей на это время».

Зубастик кивнул и бегом побежал домой, нашел там свою зубную щетку и долго-долго оттирал с себя всю грязь. Затем зубик посмотрел на себя в зеркало и увидел, что он весь покрыт маленькими дырочками, которые под грязью было не видно.

«Что же я с собой сделал ...» - горько вздохнул Зубастик.

С тех пор прошло много времени. Зубастик тщательно каждый день чистился утром и вечером, он снова стал белым и крепким, он снова смог есть орешки и сладости. Только вот маленькие дырочки так и остались, как напоминание о его ленивом поступке.

«О котенке Максике, который пошёл  первый класс»

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение школы, адаптация ребёнка к школе.

Возраст детей: 6-7 лет.

Жил-был в мире котенок Максик. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васька или Рыжик, но нашего котенка звали именно Максик. И был он обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. Как и все дети, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, узнать, как работает телефон, узнать, почему звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решил Максик уйти из своего теплого уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Долго ли, коротко ли бродил котенок полями, лесами, и дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабушка - то ли Яга, то ли Яга. Но это и не очень важно. Важно то, что она его не съела, а указала ему дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила. И вот что ему рассказала.

- Начало этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее возложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знания можно легко, весело, быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и ледяные горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но среди них три главные, самые крутые.

Первая гора «Трудность». И действительно, очень трудно по ней подниматься, и хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или читать учиться. И кажется, что никогда ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно - будь смелее и старайся сильнее», шепотом ее говори и тогда одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.

Она называется «Скучно». И вроде легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строке аккуратно писать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь, так хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи скорее, чтобы со скукой справиться быстрее».

И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей, самой крутой горе. Очень трудно по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде все получается, но ошибки на пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами выбираются.

И все вокруг, даже ветры, ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозит зайти за тучи. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Заслужил ты за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Когда ошибка случится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым Котом, ученым котом-отличником.

Поблагодарил Котенок хорошую бабушку и уверенно пошел к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь его ждет долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, мышатам, и всем детям, которых встретит на пути. И будут тогда его называть не котенком, а Котом, который много знает. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Вопросы для обсуждения после прочтения сказки:

Зачем котенку понадобилось Знание?

Перечислите горы, о которых рассказывала Яга. В чем смысл каждой из них?

Тебе приходилось с ними встречаться?

Перечислите все подсказки. Что значит каждая из них? Как их можно использовать в жизни?

Как ты думаешь, что дальше случилось с котенком?

Согласен ли ты с тем, что интересно и радостно много знать? Если да, то почему?

«Сон Колобка»

Терапевтический эффект - привыкание ко сну в детском саду.

Возраст детей: 2-5 лет.

Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.

- Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?

- Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!

- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.

- Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.

- Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны ... - сказала Лисичка.

Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.

Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.

Когда он проснулся, то был веселый и бодрый.. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.

С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.

«Зайчик в детском саду»

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада, адаптация ребёнка к детскому саду.

Возраст детей: 2-5 лет.

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький - зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

«Обещание»

Терапевтический эффект - научить детей придерживаться своих обещаний и выполнять обязанности

В соседнем дворе живет Артем. Он хороший и приветливый мальчик, ежедневно ходит в детский сад. Любит есть леденцы, качаться на качелях, съезжать с горок, ездить на самокате, велосипеде и еще много чего интересного, одним словом, все, что любишь делать и ты.

Случилось так, что Артем заболел и остался с папой дома. Очень кашлял, у него была высокая температура. За несколько дней, принимая лекарства, парень почти выздоровел. Папа оставался с сынишкой все время, потому что работал дома за компьютером. Маме приходилось каждый день ходить на работу.

Дома у Артема было много разных игрушек, в трех мешках. Когда наступало время играть, или наведывались друзья, Артем доставал из мешков игрушки и играл. Но после игры нужно было все складывать на места. Так учили мальчика мама и папа. И Артемке не всегда хотелось складывать игрушки, пожалуй, так же, как и тебе ...

В последний день своей болезни Артем с самого утра играл игрушками. Прежде чем идти на работу и оставить дома сына с папой, мама напомнила ему не забыть перед обеденным сном спрятать игрушки в мешки. Сын пообещал выполнить просьбу. Но когда наступил обед, папа был очень занят работой, поэтому Артем поел сам и, забыв об обещании, лег спать, игрушки остались лежать разбросанными по полу.

Проснувшись, мальчик побежал к игрушкам. И как же он удивился, как разочаровался, когда не нашел ни одной. Артем даже начал плакать. Побежал к отцу и рассказал, что произошло. Папа успокоил сына, предложил подумать над этим. Они долго думали, разговаривали и пришли к выводу - игрушки ушли от Артема, ведь тот не выполнил своего обещания.

Надо вернуть игрушки! Но как это сделать? Папа предложил в интернете найти сайт «потерянные вещи» и пересмотреть перечень, чтобы отыскать игрушки. Так и сделали. Нашли игрушки, которые убежали от мальчика. Артем одновременно обрадовался, что игрушки нашлись, и загрустил из-за того, что не сдержал своего слова ... Возник вопрос: «Как же их теперь вернуть домой?».

- Давай напишем письмо «потерянным вещам». В нем надо извиниться перед игрушками и пообещать выполнять свои обещания, - предложил папа. - Ты готов?

- Да! - ответил Артем.

В тот же день папа с сыном отправили электронное письмо. И уже вечером раздался звонок в двери. Когда папа открыл, то увидели, что на пороге лежали все игрушки. Как обрадовался Артем!

 А ты бы обрадовался?

С тех пор Артем без напоминания собирал игрушки на место и помнил, что обещания надо соблюдать.

Совместная игра и чтение любимых  сказок – одни из лучших вариантов домашнего времяпровождения родителей с ребенком. Общайтесь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на котором они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения. Именно сказки, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказкотерапии в жизни дошкольников»

Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства....

Роль сказкотерапии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая разли...

Консультация : Роль сказкотерапии для развития речи

Консультация : Роль сказкотерапии для развития речи...

Роль сказкотерапии в воспитании дошкольника

Консультация для воспитателей...

Статья на тему: "Роль сказкотерапии на развитие личности детей дошкольного возраста".

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение пе...

Консультация для родителей. Роль сказкотерапии в развитии речи детей.

Консультация для родителей. Роль сказкотерапии в развитии речи детей....