Консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Цуканова Татьяна Николаевна

Консультации для родителей  по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болоховский центр образования №2»

муниципального образования Киреевский район

Консультации для родителей

по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет

Подготовила : воспитатель

Цуканова.Т.Н.

2019год

«Знакомим малыша с понятиями «большой» и «маленький»

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/13/s_5c88fda5f00dd/1112301_1.jpeg

 Давайте попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.

Специально знакомить ребенка с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?

Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например: большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то, что ребенок может потрогать, например: большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.

После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий «большой» - «маленький» задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также попросите его принести и дать вам самый большой мячик или самую большую машинку из всех, которые есть у ребенка.

Изучив окружающие нас предметы дома, можно приступать к занятиям на улице. Во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на деревья: вот это старое и развесистое зеленое дерево – большое, а юное деревце возле него – маленькое.

Сравнивать на прогулке можно все, что попадется на глаза: большие и маленькие лужи, палочки, камешки, цветочки, птиц(воробья и голубя). Если вы взяли с собой на прогулку игрушечную машинку, обязательно обратите внимание ребенка на автомобили, которые едут по дороге: «Твоя игрушечная машинка - маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой». Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие предметы, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.

Когда ребенок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой» и «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет русская народная сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях.

Доступным подспорьем для изучения понятий «больше», «меньше» может служить простая пирамидка. На ее колечках легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно, если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим или самым маленьким. Даже если он будет делать это вместе с взрослым – нужная информация у него в голове все равно отложится.

Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них увеличьте, чтобы она стала в два раза больше другой, и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой в маленькую и наоборот. Еще раз спросите у ребенка, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если малыш все назвал правильно, значит урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.

Еще один вариант игры-помощницы – матрешка или разноцветные пластиковые формочки, вкладывающиеся одна в другую (песочки).

Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, ребенку будет легче понять какая больше или меньше всех.

Магистр психологии Наталья Карабута советует: «Для закрепления понятий «больше» и «меньше» отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, поменьше и маленькую). Во время представления «кормите» мишек

из тарелок разной величины и «поите» из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и «угощаться» большими и маленькими печеньями, тут нет ограничений для творчества и фантазии».

Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги любые разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их на лист картона, например с одной стороны все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать то, что они должны быть именно красного или синего (а может быть желтого или зеленого) цвета.

В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. Да и сами книги могут служить подспорьем для закрепления понятий «большой» - «маленький», так как они могут быть разного формата.

Понятия «больше» и «меньше» - отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.

http://900igr.net/up/datai/216491/0003-004-.jpg

       «Геометрия для малышей: как выучить фигуры»


Сегодня мы поговорим об увлекательнейшей теме – геометрии для малышей. По нормам к 2 годам ребёнок должен знать 3 геометрические фигуры – это квадрат, круг и треугольник. К 3-м годам количество узнаваемых фигур увеличивается до 6-7. Добавляются овал, прямоугольник, ромб и высший пилотаж – трапеция. Как научить ребёнка их различать?
Изучаем геометрические фигуры.
С самых ранних лет используйте в разговоре с ребёнком такие понятия как круглый (мяч), квадратный (табурет), овальный (стол) и т.д. Данный метод особенно эффективно работает, когда ребёнок видит несколько предметов с одинаковым названием, но разной формы и ему нужно выбрать один конкретный предмет. Делать это нужно ненавязчиво. Например, накрывая на стол можно попросить ребёнка дать Вам квадратную тарелку. Или перед сном предложить принести почитать круглую книжку. Вначале, когда ребёнок ещё не умеет самостоятельно определять формы и теряется перед кучей книжек покажите ему какая, из них круглая.
Следующий этап (1,5-2 года) – вырезаем из цветного картона фигуры квадрат, круг и треугольник 3-5 штук каждой, все одного цвета (чтобы цвет не отвлекал) и играем с ребёнком в игру «Собери фигуры», т.е. хаотично раскладываем фигуры на столе и просим ребёнка собрать все кружочки, затем квадраты и т.д. При необходимости помогаем ему. Если ребёнок справляется с заданием легко, то снова вырезаем из картона те же фигуры, но уже разных цветов. Берите для начала 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий и зелёный. И снова играем в ту же игру.
Бывает, что разный цвет фигур сбивает ребёнка, помогите ему, уточнив задание: «Собери кружочки всех цветов: и жёлтые, и красные, и синие, и зелёные». Когда ребёнок начинает легко справляться с заданием, добавляем фигуры разных размеров и используем в игре фигуры разного цвета и разного размера.
После 2-х лет, если ребёнок хорошо усвоил все вышеперечисленные навыки, можно добавлять новые фигуры – овал, прямоугольник, ромб и по желанию – трапецию. После этого переходим к следующему этапу.
Если ребёнок хорошо владеет цветами и размером, то можно усложнить игру – просить собрать определённые фигуры конкретного цвета, например жёлтые треугольники. Или конкретного размера – маленькие кружочки.
И верхом мастерства для Вашего ребёнка будет успешное выполнение задания из 3-х составляющих: собрать определённые фигуры, конкретного цвета и размера. Например, синие большие треугольники или красные маленькие овалы.
Самое главное не спешите, переходите к следующему этапу только тогда, когда видите, что ребёнок легко справляется с заданием сам.

Учимся разделять предмет на фигуры.

Пространственное воображение.


После 2-х лет у ребёнка начинает формироваться воображение. Ребёнок начинает видеть в различных очертаниях тот или иной образ. В этом возрасте ребёнок может запросто сказать Вам, что вот этот странной формы узор похож на лягушку или собаку. И действительно, приглядевшись, Вы найдёте это сходство.
Используйте данный период для развития пространственного воображения. Обсуждайте с ребенком, на какие фигуры похож тот или иной предмет. С помощью цветных карандашей, красок или аппликации из цветной бумаги «превращайте» обычный прямоугольник в замечательную картину, кружочки и овалы – в милую кошку, а из прямоугольника и треугольников «постройте» космическую ракету.
Выкладывайте из вырезанных цветных картонных фигур различные предметы: домики, машины, корабли и просто красивые узоры.
Акцентируйте внимание ребёнка на том, какую форму имеет та или иная часть предмета – что кузов у грузовика прямоугольный, колёса – круглые, а крыша у домика треугольная.


Развиваем объёмное мышление.


Все родители знают, что маленькие дети просто обожают прятаться «в» и «под» различные объёмные предметы. Куда только они не залезут: в коробки и шкафы, под кровати и столы, строят домики и «штабики» из стульев и покрывал. Не ворчите, а наоборот, поощряйте эти игры. Такие акробатическо-строительные занятия развивают у ребёнка объёмное мышление. Доказано, что дети, которым родители запрещают играть в такие игры сталкиваются в дальнейшем с трудностями в школе при изучении объёмной геометрии.
Дело в том, что сидя, например, в домике ребёнок воспринимает объёмность предмета изнутри, осознаёт тот факт, что у предмета есть внутреннее пространство.
Любая игра, подчёркивающая объёмность предмета добавит плюсик к развитию объёмного мышления Вашего ребёнка. Например, игра «Игрушечные прятки». Вы прячете несколько игрушек, а ребёнок их ищет. А затем наоборот. Главное – прятать игрушки в «правильные» места: шкафы, коробки, кастрюли, в закрывающийся кузов машины и т.д. Для маленьких детей оставляйте «подсказки» – высунутая из шкафа лапка у зайчика или выглядывающая из кастрюли голова любимого мишки.
Купите развивающую логическую игрушку-вкладыш в которой, нужно вставлять различные фигурки в соответствующие вырезы.
Стройте из кубиков. Обязательно используйте конструктор – это вообще универсальная развивающая игрушка. Игра с конструктором развивает у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, цветовое восприятие и логическое мышление, фантазию и конечно пространственно-объёмное мышление


https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-183074-1404913684.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения.                     ...

Консультация для воспитателей: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание -  это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чув...