Мастер - класс для родителей "Азбука формирования правильной речи"
методическая разработка

Борская Елена Николаевна

   Скачать презентацию: https://drive.google.com/open?id=19jodT1cT2RJ_75ujXrOrFUOcrXScgLLt

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированной направленности №2 г. Сосновоборск

Методическая разработка:

Мастер – класс для родителей  

«АЗБУКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

2015 г.

Актуальность: Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где педагоги и родители действуют сообща.  

Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах развития речи.   Чаще родители не знают, как и что делать.  

        Поэтому нами разработан мастер-класс для родителей, на котором они знакомятся с системой развития речи и совместно с педагогами проигрывают упражнения по коррекции и развитию различных компонентов речи. Ссылки на специализированные сайты, помогут родителям найти нужную информацию для самостоятельной деятельности с ребёнком.  Мы надеемся, что игровая форма мастер-класса поможет заинтересовать и убедить родителей в необходимости систематической работы дома, а также подскажет как увлечь игрой ребёнка, которая ускорит автоматизацию звуков, и поможет в закреплении лексических тем.  

Главная цель взаимодействия педагогов и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

1. Формировать у родителей желание помогать ребенку;

2. Формировать мотивацию к участию в образовательном процессе;

3. Повышать уровень педагогической компетенции родителей;

4. Оказывать информационную и дидактическую поддержку семьи.

   

   

Мастер-класс для родителей

«Азбука формирования правильной речи»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

           детей.

Задачи: 1.Установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное

                  взаимодействие родителей и специалистов в речевом развитии ребенка.

               2.Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Логомастер». 

Приглашение: Родители получают приглашения - билеты на мастер-класс 2-3 цветов, придя на мероприятие рассаживаются в «вагоны» и участвуют в игре по станциям согласно выбранному цвету. (Приложение 1)

В заключении получают памятку с ссылками игр, которые могут найти в интернете и поиграть с детьми дома. (Приложение 2)

Ход мероприятия: (Презентация)

 (Слайд 1-2) «Совсем немного науки» -Для чего нам нужна речь? Речь - форма общения. К сожалению, она не передаётся по наследству. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.  

          - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? На что должны обращать внимание и педагоги и родители?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

 (Слайд 3)          Игра - путешествие на поезде «ЛОГОМАСТЕР»        

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие на нашем поезде «Лого- мастер» 

(Слайд 4-7) 1 станция «Звуковичок»  

 (для освоения правил игры приглашаются в круг родители с жёлтыми билетами)

Особое беспокойство у родителей вызывает нарушения звукопроизношения у детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не обратить внимания на ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры: «Назови что услышал?», «Глухой телефон», «Шутки-минутки», «Загадки-рифмы», «Загадки-обманки» (проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

 (Слайд 8-9) 2 станция «Наши руки не знают скуки» -  участвуют все.

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

 (Массаж.  Пальчиковые игры (без предметов).  Игры на развитие полушарий)

 (Слайд10-12) 3 станция «Словарная»

(для освоения правил игры приглашаются родители с зелёными билетами)

Обогащение словаря и грамматического строя речи -  одно из важнейших условий для развития грамотности и компетентности ребёнка. Существуют различные способы для обогащения словаря:

  • Наблюдение за объектами и явлениями
  • Чтение художественной литературы
  • Просмотры телепередач, художественных фильмов
  • Заучивание стихов
  • Игры

Вашему вниманию предлагаем игры, которые помогают в проведении семейного досуга с пользой. Это такие игры как: «МЕМОРИНЫ»

«ДОМИНО»

«ВИКТОРИНЫ»

«ЛОТО»

С помощью этих игр обогащается словарь (ПРЕДМЕТЫ, ПРИЗНАКИ, ДЕЙСТВИЯ) 

 Составляя предложение, ребёнок учится согласовывать слова в роде, падеже, числе, т.е. совершенствуется грамматический строй речи, обогащается словарь.

Развивая словарь ребёнка, следует соблюдать следующие условия во всех формах, о которых мы говорили.

  • Доступность (доступно объяснять лексическое значение слова, выражения)
  • Многократное употребление слова (выражения) в речи взрослого в подходящих ситуациях

Наглядность. (проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

(Слайд 13-14) 4 станция «Речевичок»

 (для освоения правил игры приглашаются родители с оранжевыми билетами) 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошколят – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • Недостаточный словарный запас
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  •  Бедная диалогическая речь: неумение грамотно и доступно

       сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ

  • Неспособность построить рассказ на предложенную тему
  • Пересказать текст
  • Запомнить стихотворение
  • Неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса
  • Плохая дикция

(слайд 15) Учитывая, что дети сегодня перенасыщены информацией, важно, чтобы процесс обучения был занимательным, а это возможно только через игру. В этом возрасте у них преобладает наглядно-образная память. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.

Чтобы дети легко запомнили стихотворение, составили рассказ, пересказали текст – нам помогут рисунки: предметы – признаки – действия  

 Работу свою начинаем от простого к сложному:

  • 1 этап – показываем отдельные                              

глаза – дети рассказывают о форме, цвете, величине  

рука – определяет на ощупь

нос - есть ли запах у предмета

рот – вкусовые качествах  

(проигрывание упражнений с родителями, анализ ошибок)

(Слайд 16)      Для лучшего запоминания произведений (сказок, текстов) вместе с детьми можно нарисовать простые схемы. Для заучивания стихов – зашифровать их в рисунки или в движения.

(Слайд 17) (все родители стараются зашифровать стихотворение «Подарки осени»)

Уважаемые родители! Используйте приёмы мнемотехники – они развивают все процессы: память, воображение, мышление и конечно же речь вашего ребёнка.   

 (Слайд 18)  Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.  

 Раздача памяток с адресами сайтов по теме мастер – класса (Приложение 2)

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Наше путешествие закончилось. Если Вы считаете, что услышали полезную информацию опустите свой билет в жёлтый мешочек, если нет – в зелёный.

Всем удачи и до скорых встреч! 

Список литературы и интернет – ресурсов:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4–6 лет. Наглядно-дидактическое пособие. Мозаика-Синтез, 2014 г.
  2.  Игры в логопедической работе с детьми / Под ред.Селиверстова. М., 1987 г., Вып.2
  3. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. -СПб., «Детство-пресс», 2011г.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2003.
  5.  Филимонова О.Ю Развитие словаря дошкольника в играх.-СПб., «Детство-пресс», 2007г.
  6.  Стихотворение «Подарки осени» -http://www.forchel.ru/uploads/posts/2010-11/1290372283_screenhunter_01-nov.-21-23.40.gif
  7. Специализированный сайтlogolife.ru     
  8. Специализированный сайт -logoped.ru

 



Предварительный просмотр:

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».

 С __________ч. в методическом кабинете. 

Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

Мы будем рады нашей встрече!

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».

С  _________ч. в методическом кабинете. 

Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

 Мы будем рады нашей встрече!

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».           С  _________________ч.  в методическом кабинете. Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

 Мы будем рады нашей встрече!

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».

С ____________________ч. в методическом кабинете. Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

 Мы будем рады нашей встрече!

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».

С __________________ч. в методическом кабинете. Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

 Мы будем рады нашей встрече!

«Детский сад и семья: мы вместе!»

Приглашаем неравнодушных родителей совершить путешествие на поезде «Логомастер».

С ____________________ч. в методическом кабинете. Вместе попытаемся приоткрыть секреты азбуки формирования правильной речи. Как помочь своему ребёнку? Хотите знать? Приходите!

 Мы будем рады нашей встрече!



Предварительный просмотр:

Специалисты ДОУ всегда рады ответить на ваши вопросы:

Логопед: 

Жукова Юлия Александровна –

                  среда с 17ч.-18ч.

Дефектолог:

Лепёшкина Оксана Владимировна –

                  среда с 17ч.-18ч.

МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборск

«Азбука формирования правильной речи»

C:\Users\Сад\Desktop\рисунки\род-ли\н.jpg

2015г.

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту, ведь звуки у ребёнка формируются постепенно:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Возраст ребёнка

Развитие фонематической стороны речи

1-2

А У И П Б М Н

2-3

Э И Ы Т Д К Г Х Ф В Й

3-4

С З Ц Ж Ш Ч Щ

4-5

Л Р

Развивайте мелкую моторику детей, используя пальчиковую гимнастику

http://www.youtube.com/watch?v=fjfHB-D7Z8Q   10 пальчиковых игр

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 http://www.youtube.com/watch?v=UyFN1FQDnts   Книги и игры при задержке речевого развития 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.

Следуйте советам специалистов.

http://www.youtube.com/watch?v=rYHkU0fkSdw   Развивающие игры (подписаться на рассылку)

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

http://www.youtube.com/watch?v=y6a4fDXH0Mk Компьютерная игра для логопедов и родителей

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

http://www.youtube.com/watch?v=Y0TmFAxEjQo Развивающая игра «Весёлые рыбки»

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

А помогут вам следующие игры:

http://www.youtube.com/watch?v=h4C66Zpp3GI   Задание для дошкольников по развитию речи, предлог ИЗ-ПОД

http://www.youtube.com/watch?v=XEfw_WCEOGk Логопедическое задание: изучаем предлоги К и ОТ

http://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.name=externalLinkRedirect&st.link=http%3A%2F%2Figraem-i-razvivaemsya.ru%2Fwppage%2Fsbornik-35-igr%2F Сборник «35 игр для комплексного развития речи»

  • Пользуйтесь советами специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, с рекомендациями которых вы можете ознакомиться на сайтах:

logolife.ru

logoped.ru

 doshkolnik.ru

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для воспитателей"Формирование правильного звукопроизношения средством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Мастер-класс для педагогов "Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений"

Вашему вниманию предложены игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей практике не только логопеды, психологи, воспитатели, но и р...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»  Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...