Главные вкладки

    Буклет для родителей "Пальчиковые игры для развития речи"
    учебно-методический материал

    Подопригора Людмила Сергеевна

    «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

                                                          В.А. Сухомлинский

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon buklet_dlya_roditeley_palchikovye_igry.doc734 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    «Ум ребенка находиться

                                                     на кончиках его пальцев»

                                           В.А. Сухомлинский

    Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что 3-летний ребёнок не может составить простейшую фразу. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребёнка.

    Заботится о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых дней его жизни: развивать его слух, внимание, двигательную активность. Когда ребёнок овладеет двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти

    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

    «Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисти рук, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Так пишет известный исследователь детской речи М. М. Кольцова

    Игры с палочками

    К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек (палочек) геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Вырежьте из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции, они помогут ребёнку дополнить изображение.

    Эти игры помогают стимулировать воображение, развивать творческие способности. Целенаправленно развивать внимание, зрительную память, мышление, ориентировку в пространстве.

    Игры со скалкой (веревкой)

    Попросите ребёнка:

    1. Выложить скакалку по прямой линии.
    2. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

    1. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.
    2. Намотать скакалку на ручку, размотать.
    3. Сложить вдвое, втрое, вчетверо.
    4. Завязать узел.
    5. Привязать один конец верёвки к середине палки, перебирать её руками, намотать верёвку на палку.

    Игры с пальчиками

    Заниматься этой тренировкой с ребёнком можно уже с 6-7 месяцев. Начинать желательно, с массажа кистей рук - поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.

    • Всем известны игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
    • Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого: сжимать и разжимать пальцы в кулак.
    • Ребёнку не надоест показывать, какой он сильный;  попросите его сильно сжать мамину, папину руку, сжать одну руку другой.
    • Предложите ребёнку, взяв за руку сестру, маму, папу, брата перетянуть к себе через условную черту.
    • Сложите руки в замок, ёлочку.
    • Тренируйте движения каждого пальца: сгибать и разгибать пальцы поочерёдно, перебирая пальцами по столу, поиграть в «догонялки».

    Игры с мелкими предметами (карандашом)

    Дайте ребёнку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами так: указательный и безымянный  сверху, средний и мизинец снизу.

    Игры с кубиками

    Очень полезны игры с кубиками. Начните с простых образцов: домик, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка. Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определённой последовательности. Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребёнка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд - жёлтые кубики, второй - зелёные и т. д. Или кубики в ряд укладываются в такой последовательности: красный, жёлтый, красный, жёлтый и т. д. Попросите ребёнка закончить этот «узор».В дальнейшем можно усложнить узор: два жёлтых, синий, два жёлтых..

    Игры с пуговицами

    Попросите малыша разложить пуговицы по коробкам. В большую коробку - большие пуговицы, в среднюю - поменьше, в маленькую - мелкие.

    • На силуэт зверя, сделанного из ткани, можно пристёгивать уши, хвостик, лапы и т. д. К машине - колёса, к самолёту - крылья, окна.
    • Из пуговиц можно выложить узоры, чередуя пуговицы по размеру, цвету.
    • Попросите ребёнка выложить пуговицы  в ряд, от большой до маленькой.
    • Можно выложить различные фигуры: цветок, медведя, снеговика…

    Игры с кольцами

    Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками пальцев, не зажимая в кулак.

    • Нанизать колечки на верёвку, шнурок.
    • Надеть 5 небольших колец на пальчики одной и другой руки.
    • Прошагать пальчиками по колечкам, лежащим на столе.
    • Предложить расположить колечки в таком порядке: одно в середине, одно сверху, одно снизу; одно справа, одно слева.

    МБДОУ «Детский сад №1»

    Пальчиковые игры для развития речи

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Воспитатель:

    Подопригора Людмила Сергеевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Буклет "Игры для развития речи детей дома и на прогулке"

    Буклет пригодится в работе с родителями...

    Буклет "Игры для развития речи детей на прогулке"

    Материал предназначен для педагогов ДОУ...

    Буклет для родителей "Дидактические игры по развитию речи"

    Чтобы речь  ваших детей была правильной и грамотной рекомендую играть с ребятами в дидактические игры по развитию речи....

    Буклет для родителей: "Игры для развития речи детей 3—5 лет. Дикие животные и птицы"

    Буклет по теме "Дикие животные и птицы" содержит много заданий по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Игры и упражнения, а также пальчиковые гимнастики и стихи помо...

    Буклет для родителей "Игры для развития речи детей 3 - 5 лет. Осень"

    Буклет по тем "Осень" содержит задания по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста.  В нём размещены речевые игры и упражнения, пальчиковые гимнастики и стихи по тем...

    Буклет для родителей "Игры для развития речи детей 3-4 лет"

    В представленном буклете предложены игры для развития речи детей 3-4 лет. Данный буклет будет полезен родителям и воспитателям...

    Буклет "Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет "

    Данный буклет активизирует родителей в вопросах развития и воспитания детей; способствует обогащению родительских представлений о развитии речи. Учит родителей методам и приемам работы с детьми второг...