Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
    методическая разработка

    П.  Алёна Викторовна

    Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом запоминания. Хорошо развитая зрительная память – удивительный инструмент, который помогает крохе освоить письмо, чтение и научить лучше ориентироваться в пространстве.

    https://www.youtube.com/watch?v=bo-s4GRocBU

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 123.docx27.65 КБ
    Файл 1234.pptx2.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

                                                                           Память – это одно из необходимых условий

             развития интеллектуальных способностей ребёнка.

                                                                          По результатам исследования установлено,

                                                                             что у большинства людей зрительная память

                                                                 является ведущим видом запоминания.

                                                                   Хорошо развитая зрительная память –

                                                                                  удивительный инструмент, который помогает

                                                                                        крохе освоить письмо, чтение и научиться

                                                                     лучше ориентироваться в пространстве.

    Память - важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации.

    В дошкольном возрасте, память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. С точки времени психического развития: не мышление, и в частности, не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.

    При ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную картину мира. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать слуховое и зрительное восприятие разных объектов, на его основе совершенствуя вниманиепамять. Особой работы требует зрительная память, которая в последующем оказывает важное влияние на интеллектуальное развитие малыша. Чтобы помочь дошколятам полноценно овладеть всеми приемами зрительного восприятия, необходимо знать, как правильно развить зрительную память у ребенка. Так же зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

    Зрительная память - cпособность человека воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях.

    ВИДЫ ПАМЯТИ
    Можно разделить на 3 группы:

    I. «Что запоминаем»

    • Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.
    • Словесно-логическая: механическая, осмысленная.
    • Двигательная.
    • Эмоциональная.

    II. «Как запоминаем»

    • Произвольная память.
    • Непроизвольная память.

    III. «Время, на которое запоминаем»

    • Ультракороткая память.
    • Кратковременная память.
    • Долговременная память.

    Возрастные особенности

    У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.

    В 3-4 года формируется словесная память у детей, закладываются основы логики. К 3 годам сохраняются первые припоминания детских впечатлений, т.е. первые воспоминания взрослого человека, связанные с детством. Параллельно двигательная память становится основой навыков, формируемых в последующие периоды: движения рук при использовании ложки, при умывании, зашнуровывании ботинок или застегивании пуговиц, движения ногами при перешагивании через препятствия, беге, прыжках и т.д.

    В 4-6 лет происходит замена механической памяти на смысловую. Разговорная речь способствует освоению навыков формирования целых словесных цепей и комплексов. Процесс запоминания изменяется. Память освобождается от опоры на восприятие. Постепенно формируется способность к воспроизведению (сначала непроизвольному, позже – произвольному) сохраненной информации. Дети осознанно пытаются управлять собственной памятью – самостоятельно запомнить и точнее воспроизвести удержанный материал.

    В 6-7 лет дети способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка. За счет произвольного запоминания существенно изменяется структура памяти. Это проявляется в самостоятельной постановке ребенком определенной цели – запомнить/вспомнить. В процессе взросления увеличивается разнообразие и гибкость стратегий запоминания и воспроизведения информации. Благодаря накоплению большого практического опыта у детей повышается уверенность в себе, в собственных способностях.

    Как тренировать зрительную память дошколят?

    Это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти. Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно. Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами. Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком. Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

    «Запомни картинку»

    ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти.

    Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

    «Какой игрушки не хватает? »

    ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти.

    Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

    Игру можно усложнить:

    Увеличив количество игрушек.

    Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

    «Дверная скважина»

    ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

    Для игры приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4—5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый видит лист в течение одной минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и педагог объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

    «Спички ‒ не игрушка, а тренировка»

    ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

    Игры со спичками приносят большую пользу для тренировки зрительной памяти, внимания моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность. Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется. Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

    «Пряталки»

     ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

    Материал4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.

    Ход игры: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

    Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится.

    Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

    «Что изменилось?»

    ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания.

    Вариант 1.

       Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать  их.

    Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

    Вариант 2.

    Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

    Упражнение  (динамическая пауза) «Мяч по кругу»

    Задание: воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя,  ползущую  гусеницу  или  нахохленного  петуха).  Когда  движение выполнено  вы  кидаете  мяч ребенку,  у  которого  его  ещё  не  было.  Важно запомнить,  кто  вам  кинул  мяч  и  его  движение,  потому  что  когда  вы  будите возвращать  мяч,  вы  должны  будите показать  движение  человека,  от  которого получили мяч

    Рефлексия.

    Трудно или легко было выполнять задания?

    Что больше всего запомнилось? Почему?

    С какими трудностями столкнулись?

    Игра «Найди отличия»
    Игра
    «Запоминайте и описывайте внешность людей»
    Игра «Рисуй по памяти» и т.д.

    Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Зрительная память поможет и в рисовании, и в чтении – ребенок станет лучше ориентироваться в тексте, не будет допускать ошибок в школьных заданиях. И тем более важную роль зрительная память сыграет в момент, когда ребенок станет учить иностранные языки – именно опыт зрительного запоминания поможет ему быстро понять разницу букв и различных алфавитов.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    " Развитие зрительной ПАМЯТИ у детей дошкольного возраста посредством игры

    Слайд 2

    Зрительная память - c пособность человека воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях.

    Слайд 3

    ВИДЫ ПАМЯТИ Можно разделить на 3 группы: I. «Что запоминаем» Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная. Словесно-логическая: механическая, осмысленная. Двигательная. Эмоциональная. II. «Как запоминаем» Произвольная память. Непроизвольная память. III . « Время, на которое запоминаем» Ультракороткая память. Кратковременная память. Долговременная память.

    Слайд 4

    Возрастные особенности У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.

    Слайд 5

    В 3-4 года формируется словесная память у детей, закладываются основы логики. К 3 годам сохраняются первые припоминания детских впечатлений, т.е. первые воспоминания взрослого человека, связанные с детством. Параллельно двигательная память становится основой навыков, формируемых в последующие периоды: движения рук при использовании ложки, при умывании, зашнуровывании ботинок или застегивании пуговиц, движения ногами при перешагивании через препятствия, беге, прыжках и т.д. В 4-6 лет происходит замена механической памяти на смысловую. Разговорная речь способствует освоению навыков формирования целых словесных цепей и комплексов. Процесс запоминания изменяется. Память освобождается от опоры на восприятие. Постепенно формируется способность к воспроизведению (сначала непроизвольному, позже – произвольному) сохраненной информации. Дети осознанно пытаются управлять собственной памятью – самостоятельно запомнить и точнее воспроизвести удержанный материал. В 6-7 лет д ети способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка. За счет произвольного запоминания существенно изменяется структура памяти. Это проявляется в самостоятельной постановке ребенком определенной цели – запомнить/вспомнить. В процессе взросления увеличивается разнообразие и гибкость стратегий запоминания и воспроизведения информации. Благодаря накоплению большого практического опыта у детей повышается уверенность в себе, в собственных способностях.

    Слайд 6

    КАК ТРЕНИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ ДОШКОЛЯТ? Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно. Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами. Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком. Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

    Слайд 7

    Есть очень много хороших игр и упражнений для развития различных свойств памяти у дошкольников. Успех возможен, если такие занятия с ребенком будут систематическими, и каждое занятие будет не похоже на предыдущее.

    Слайд 8

    Развивающие игры и упражнения для тренировки зрительной памяти «Запомни картинку» ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти. Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось? «Какой игрушки не хватает? » ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти. Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает? Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

    Слайд 9

    «Дверная скважина» ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине листа вырезается отверстие в форме замочной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4—5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый видит лист в течение одной минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и педагог объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

    Слайд 10

    «Спички ‒ не игрушка, а тренировка» ЦЕЛЬ : Развивать зрительную память . Игры со спичками приносят большую пользу для тренировки зрительной памяти, внимания моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность. Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется. Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

    Слайд 11

    «Пряталки» ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, произвольного внимания. Материал : 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны. Ход игры: на глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. п. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой. Сначала он будет поднимать все стаканчики подряд, через некоторое время он будет находить игрушку, сделав только две попытки. А затем он обязательно сразу поднимет тот стаканчик, под которым лежит игрушка. Не спешите, у него все получится. Усложняем : увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет.

    Слайд 12

    «Что изменилось?» ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти и внимания. Вариант 1. Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их. Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь? Вариант 2. Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь ?

    Слайд 13

    Упражнение (динамическая пауза) «Мяч по кругу» Задание : воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя , ползущую гусеницу или нахохленного петуха). Когда движение выполнено вы кидаете мяч ребенку, у которого его ещё не было. Важно запомнить , кто вам кинул мяч и его движение, потому что когда вы будите возвращать мяч, вы должны будите показать движение человека, от которого получили мяч Рефлексия. Трудно или легко было выполнять задания? Что больше всего запомнилось? Почему? С какими трудностями столкнулись ? Игра «Найди отличия» Игра «Запоминайте и описывайте внешность людей» Игра «Рисуй по памяти» и т.д.

    Слайд 14

    Что еще способствует развитию памяти… Правильное питание. Ежедневное меню стимулирует развитие памяти, если оно рационально и сбалансировано, а приемы пищи – часты и не слишком обильны. В рационе должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины. Оптимальный режим дня. Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие памяти и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам. Настольные игры и пазлы . Хорошим способом, стимулирующим развитие памяти у детей, является игра в лото с изображениями мультипликационных персонажей, животных, фруктов, овощей и т. п., а также собирание пазлов . Другой вариант – так называемые « ходилки », где участникам нужно пройти по тропинке на нарисованном игровом поле, выбрасывая кубики (количество шагов соответствует количеству точек на грани кубика), преодолевая различные препятствия или выполняя задания.

    Слайд 15

    Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Зрительная память поможет и в рисовании, и в чтении – ребенок станет лучше ориентироваться в тексте, не будет допускать ошибок в школьных заданиях. И тем более важную роль зрительная память сыграет в момент, когда ребенок станет учить иностранные языки – именно опыт зрительного запоминания поможет ему быстро понять разницу букв и различных алфавитов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.

    Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...

    Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

    Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

    Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

    Картотека игр, направленных на  развитие зрительного восприятия детей дошкольнго возраста....

    Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

             Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  В помощь вам представляю ...

    Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

    Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

    Семинар – практикум для педагогов на тему: «Игры для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

    Семинар - практикум разработан для педагогов  с играми на развитие зрительного восприятия у дошкольников....