Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»
консультация (младшая группа)
Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышление является безречевым, а речь присутствует в доинтеллектуальной форме (Л.С. Выготский). У слышащих детей эта форма речи проявляется как эмоциональные голосовые реакции, обращённые к взрослому и лепет при различных манипуляциях с предметами. То, что является важным для детей раннего возраста с нормальным слухом, очень значимо и для неслышащих детей до начала их специального обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей второй младшей группы на тему:
«Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»
Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышление является безречевым, а речь присутствует в доинтеллектуальной форме (Л.С. Выготский). У слышащих детей эта форма речи проявляется как эмоциональные голосовые реакции, обращённые к взрослому и лепет при различных манипуляциях с предметами. То, что является важным для детей раннего возраста с нормальным слухом, очень значимо и для неслышащих детей до начала их специального обучения.
Какие же могут быть предпосылки речи? Это как смеются или плачут дети (с голосом или без). Как пользуются мимикой. Речевое поведение проявляется и в овладении некоторыми естественными жестами.
Но наиболее ценными проявлениями в развитии речевого поведения является неотнесённый, а затем отнесённый лепет. Проявляется он у всех по-разному. Кто-то из детей, катая машинку, твердит: фы, фы, фы. Другой сопровождает эти же действия звукосочетаниями: тс-тс-тс. В речевом запасе у некоторых детей слышатся слоги мэ-м и т.д. Иногда дети сначала любые предметы обозначали одними и теми же лепетными словами: аня, атя, мня, тата…. А затем начинают дифференцированно обозначать разные предметы. Отнесённый лепет обычно приближается уже к контуру того или иного слова.
Но все эти проявления возникают либо при активном общении взрослого с ребёнком в условиях семьи, либо в ходе уже организованного обучения.
И родители ребёнка, и любой взрослый, занимающийся с малышом, должны:
- преднамеренно демонстрировать любое действие с предметами (при уходе, кормлении, одевании, раздевании, обыгрывании предметов)
- при этом проговаривать названия предметов и действий. Делается это естественно, без утрирования, но наглядно, привлекая к своему лицу взгляд ребёнка.
- должны целенаправленно вводить его в предметный мир, а ребёнок, прослеживая движения губ, выражения глаз, мимику лица, соотносит речевые действия с конкретной ситуацией и вводится в языковую среду.
По-разному могут быть сформированы различные умения соотнесения предметных и речевых действий с предметами, в зависимости:
- от условий воспитания в раннем возрасте
- времени и степени потери слуха
- причины нарушения слуховой функции
- состояния здоровья ребёнка
- индивидуальных особенностей.
А так же по-разному может формироваться и подражательная способность.
Все эти проявления способностей детей, не обученных словесной речи, и являются предпосылками к овладению языком.
Составитель: учитель-дефектолог Антропова Ю. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей второй младшей группы по теме «Приучение детей к самостоятельности»
Консультация для родителей второй младшей группы по теме «Приучение детей к самостоятельности»...
Консультация для родителей второй младшей группы на тему: "Поговорим о детской одежде".
Цель: познакомить родителей с основными правилами правильного подбора одежды для детей;привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению здоровья детей....
Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Глобальное чтение-первый этап обучения грамоте»
Как известно, даже самые современные средства звукоусиления не позволяют обеспечить разборчивое восприятие речи детьми со значительным снижением слуха. Именно поэтому очень важно рано (с 1,5–2 л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-1331362-1619520954.jpg)
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-1039377-1526834047.jpg)
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/20/picture-1241406-1587375177.jpg)
Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/25/picture-1401372-1708862318.jpg)
Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»...