Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»
консультация (младшая группа)

Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышление является безречевым, а речь присутствует в доинтеллектуальной форме (Л.С. Выготский). У слышащих детей эта форма речи проявляется как эмоциональные голосовые реакции, обращённые к взрослому и лепет при различных манипуляциях с предметами. То, что является важным для детей раннего возраста с нормальным слухом, очень значимо и для неслышащих детей до начала их специального обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей второй младшей группы на тему:E:\1 ДЕФ ДОШК\рамки\24390.jpg

«Предпосылки к овладению словесной речью глухих дошкольников»

Весь первоначальный этап бучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста до 3 - 4 лет примерно совпадает с периодом речевого развития слышащего ребёнка до 1 - 1,5 лет, когда мышление является безречевым, а речь присутствует в доинтеллектуальной форме (Л.С. Выготский). У слышащих детей эта форма речи проявляется как эмоциональные голосовые реакции, обращённые к взрослому и лепет при различных манипуляциях с предметами. То, что является важным для детей раннего возраста с нормальным слухом, очень значимо и для неслышащих детей до начала их специального обучения.

Какие же могут быть предпосылки речи? Это как смеются или плачут дети (с голосом или без). Как пользуются мимикой. Речевое поведение проявляется и в овладении некоторыми естественными жестами.

Но наиболее ценными проявлениями в развитии речевого поведения является неотнесённый, а затем отнесённый лепет. Проявляется он у всех по-разному. Кто-то из детей, катая машинку, твердит: фы, фы, фы. Другой сопровождает эти же действия звукосочетаниями: тс-тс-тс. В речевом запасе у некоторых детей слышатся слоги мэ-м и т.д. Иногда дети сначала любые предметы обозначали одними и теми же  лепетными словами: аня, атя, мня, тата…. А затем начинают дифференцированно обозначать разные предметы. Отнесённый лепет обычно приближается уже к контуру того или иного слова.

Но все эти проявления возникают либо при активном общении взрослого с ребёнком в условиях семьи, либо в ходе уже организованного обучения.

И родители ребёнка, и любой взрослый, занимающийся с малышом, должны:

  • преднамеренно демонстрировать любое действие с предметами (при уходе, кормлении, одевании, раздевании, обыгрывании предметов)
  •  при этом проговаривать названия предметов и действий. Делается это естественно, без утрирования, но наглядно, привлекая к своему лицу взгляд ребёнка.
  • должны целенаправленно вводить его в предметный мир, а ребёнок, прослеживая движения губ, выражения глаз, мимику лица, соотносит речевые действия с конкретной ситуацией и вводится в языковую среду.

По-разному могут быть сформированы различные умения соотнесения предметных и речевых действий с предметами, в зависимости:

  • от условий воспитания в раннем возрасте
  • времени и степени потери слуха
  • причины нарушения слуховой функции
  •  состояния здоровья ребёнка
  •  индивидуальных особенностей.

А так же по-разному может формироваться и подражательная способность.

Все эти проявления способностей детей, не обученных словесной речи, и являются предпосылками к овладению языком.

Составитель: учитель-дефектолог Антропова Ю. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы по теме «Приучение детей к самостоятельности»

Консультация для родителей второй младшей группы по теме «Приучение детей к самостоятельности»...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему: "Поговорим о детской одежде".

Цель: познакомить родителей с основными правилами правильного подбора одежды для детей;привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению здоровья детей....

Консультация для родителей второй младшей группы на тему: «Глобальное чтение-первый этап обучения грамоте»

Как известно, даже самые современные средства звукоусиления не позволяют обеспечить разборчивое восприятие речи детьми со значительным снижением слуха. Именно поэтому очень важно рано (с 1,5–2 л...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как о...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»...