Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет
консультация (средняя группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук; обогащает знания по использованию методов пальчиковой гимнастики, словесных игр в жизни ребёнка; способствует желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rechevye_igry.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Цель: укрепление связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников

Задачи:

- показать родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук;

-поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;

- способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Оборудование: карандаши, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, мяч.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на мастер-классе «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Предлагаем Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

- Спасибо.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаем вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Детей вы любите, да или нет? (да)

Чтоб ребяткам своим во всем помогать

Вы хотите что-то новое узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Теоретическая часть:

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

«Ну, поиграй со мной!», как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости мы видим в их глазах, когда преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть пассажиром, учеником или покупателем.

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Практическая часть:

- А сейчас, уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой, Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

- Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Червячки

Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Вдруг ворона подбегает

Складывают пальцы щепоткой, качают ими вверх и вниз.

Головой она кивает,

Раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.

Каркает:"Вот и обед!"

Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

Глядь - а червячков уж нет!

«Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)

На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)

Палец большой- (поочередно массируют каждый палец)

Это гусь молодой, Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал, Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил. Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)

А оттуда в живот. (потом к животу) Вот! (вытягивают ладошки вперед)

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

• развивает навыки мелкой моторики;

• способствует развитию речи;

• активизирует работу головного мозга;

• развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.

Пальчиковая гимнастика:

 «Этот пальчик»

Этот пальчик дедушка, (загибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик -бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик –я.

Вот и вся моя семья.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.

Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением)

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игра «Где это?»

Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.

Ход игры: Кидая мяч ребенку, задаем вопросы:

Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу).

Где растут листья? (На ветке). Где живут рыбы? (В реке)

Где стоит стул? (В комнате) Где стоит ваза? (На столе)

Где лежит ковер? (На полу) Где стоит светофор? (На перекрестке)

Где сидит шофер? (В кабине) Где летит самолет? (В небе).

Игра «Путаница»

Цель: научить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое слово.

Ход игры: Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово.

Например:

Падает пушистый крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива, груша)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что ребенок 4 - 5 лет может заниматься одной деятельностью не более 20 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни ребенку, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста

В ряду задач, стоящих перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, важное место занимает формирование правильной речи...

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.  Игры с пальчиками - это не только стимул для ...

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей)

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».  ...

Мастер-класс "Занимательные словесные м пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Словесна речь детей начинается, когда движение их пальцев достигает достаточной точности. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".  Очен...

Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Мастер-класс

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Исполь...