Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»
консультация (младшая группа)

Кравченко Надежда Анатольевна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatele_.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин»

МР Учалинский р-н РБ

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

  

 В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

 Жили-были… .  Каждый ребенок слышит эти слова от бабушки, мамы, воспитателей в детском саду. Так начинается сказка.   По своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

 Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт. По мнению австралийского психолога и сказкотерапевта Д. Бретт «Дети видят в сказках отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха». Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок. Секрет терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает: «Это понарошку, не про меня». На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.

 В результате применения сказок у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «Ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее сказки: «В сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут  показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают зло («Волк и семеро козлят»). Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и

тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется  («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота

о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Исходя из этого, целью взрослого должно быть  развитие и воспитания в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Для достижения целей нужно определить, следующие задачи:

- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должно отвечать определенным условиям:

- В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.

- Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем, предлагать ему новый выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка".

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей....

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».

Консультация для родителей о роли сказок в воспитании детей...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».

Роль сказки в жизни ребенка - консультация для родителей...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жи...

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребенка"

Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она развивает фантазию и мышление, а также правильную речь.С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет роди...

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».

Рекомендации для родителей по использованию сказок в развитии детей...