Материал для родителей «Как развить и поддержать одаренность ребенка»
консультация

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

     Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления одаренности

Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_i_podderzhat_odarennost_rebenka.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить и поддержать одаренность ребенка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Одаренность как становящаяся психическая реальность

Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме. Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:

На заметку

  1. Понятие «одаренный ребенок» условно!
  2. Подходы к диагностике одаренности требуют осторожности:
  • диагностические методы фиксируют только продуктивный уровень диагностируемой функции, а процессуальная сторона остается скрытой;
  • практически невозможно осуществлять диагностику прогноза и проектировать развитие;
  • важно соблюсти моральную сторону результатов диагностики.

1) психического процесса, который:

  • дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
  • обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
  • при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность;

2) психического состояния, которое:

  • возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
  • стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;

3) личностной черты, свойства, которые:

  • превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
  • стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

Таким образом, одаренность - это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством раскрытия и развития природных задатков». Ее черты:

  • ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
  • максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
  • способность вызывать любопытство, а далее - интерес;
  • предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством, дающим возможность более частого проживания состояния творчества». Такая среда должна:

  • во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;

в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;

  • поддерживать развитие творческого мышления; способствовать «проживанию состояния успеха».

Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то

образовательная среда в этом случае - средство становления одаренности.

   Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе

образовательной среды, которая служила бы «средством личностного становления и самоутверждения».

Ее черты:

  • напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;
  • должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения; формы работы - от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
  1. Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям;   другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
  2.   Сфера художественной деятельности:

• изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;

  • музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.
  1. Двигательная        сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень освоения двигательных навыков.

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения

для становления одаренности

Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.

Рефлексия для педагога

Цель: проверить, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей.

  • обеспечение условий для участия ребенка в состязаниях, конкурсах, олимпиадах ит. д.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.

Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т. е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

Показатели одаренности ребенка перед поступлением в школу

Можно распределить на 5 сфер:

  1. Интеллектуальная.
  2. Творчество.
  3. Общение и лидерство.
  4. Художественная деятельность.
  5. Двигательная.

  1. Интеллектуальная         сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:

• чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;

• математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;

• естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.

  1. Творчество: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.

     Для рефлексии можно использовать подходы таких ученых, как Г. Мюнстенберг, Г. Россолимо, А. Бине, Д. Гилфорд, Б. Теплов, В. Ша-дриков, В. Панов и др. Обобщая данные подходы, можно выделить 25 важных качеств личности и типичных способов взаимодействия с детьми. На основе личной педагогической рефлексии рекомендуется внимательно ознакомиться с каждым из них, оценивая с помощью 0, 1, 2, 3 баллов. Подсчитав в конце сумму баллов, педагог сможет сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии психолого-педагогического потенциала в работе с одаренностью ребенка.

Как НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком:

- Понять ребенка и осознать его неординарность.

- Признать всю уникальность его данных.

- Восторгаться им в меру.

- Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

- Создать условия для "поощрения" таланта.

- Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.

- Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

- Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать

его.

- Создавать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.

- Учить терпению и поощрять за все старания.

- Тактично, деликатно помогать ему.

- Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

- Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

- Учить владеть эмоциями.

- Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

- Все делать, что от Вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и, в то же время, чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.

 - Не возвышать его над остальными детьми в семье.

- Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

 - Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

- Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

- Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.

- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

- Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.

-Учитывать его индивидуальность.

- Все время ободрять его.

-Тактично обращаться с ним.

- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

- Считать себя самым счастливым из родителей.

- Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

Как НЕ НАДО себя вести родителям с одаренным ребенком:

- Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время до

небес.

- Воспитывать как самого обычного ребенка или создавать "мимозные" условия жизни.

- Считать его в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

- Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

- Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что этот может кончиться нервным срывом.

- Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

- Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

- Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

- Не помогать решать проблемы с воспитателями.

- Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

- Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.

-Драматизировать все неудачи.

- Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

- Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимание на то, как развит ваш малыш физически и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.

- Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их или искусственно их расширить до бесконечности.

- Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.

- Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.

- Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Как развить творческие способности у ребенка "

Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не та...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...

Консультация для родителей "Как развить красивую речь у ребенка".

Консультация для родителей "Как развить красивую речь у ребенка"....

Консультация для родителей «Как развить память, внимание, мышление ребенка»

       Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка на...

Семинар-практикум для родителей «Как развить мелкую моторику у ребенка ?»

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достига...

Консультация для родителей "Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка"

Развитие мелкой моторики через использование разнообразных игр...

Консультация для родителей по теме: "Как поддержать у ребенка интерес к музыке?"

Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие спо...