Материал для родителей «Как развить и поддержать одаренность ребенка»
консультация
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.
Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления одаренности
Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.
Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.
Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить и поддержать одаренность ребенка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.
Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.
Одаренность как становящаяся психическая реальность
Одаренность, проходя в своем развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме. Как психическая реальность она может рассматриваться в виде:
На заметку
- Понятие «одаренный ребенок» условно!
- Подходы к диагностике одаренности требуют осторожности:
- диагностические методы фиксируют только продуктивный уровень диагностируемой функции, а процессуальная сторона остается скрытой;
- практически невозможно осуществлять диагностику прогноза и проектировать развитие;
- важно соблюсти моральную сторону результатов диагностики.
1) психического процесса, который:
- дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
- обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
- при создании благоприятных условий в перспективе может развиться в одаренность;
2) психического состояния, которое:
- возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
- стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;
3) личностной черты, свойства, которые:
- превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
- стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.
Таким образом, одаренность - это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.
Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством раскрытия и развития природных задатков». Ее черты:
- ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
- максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
- способность вызывать любопытство, а далее - интерес;
- предоставление возможности и условий каждому ребенку попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).
Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством, дающим возможность более частого проживания состояния творчества». Такая среда должна:
- во внешнем плане - способствовать обучению операционной деятельности;
в плане содержания - быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
- поддерживать развитие творческого мышления; способствовать «проживанию состояния успеха».
Если рассматривать одаренность как становящуюся психическую реальность, то
образовательная среда в этом случае - средство становления одаренности.
Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе
образовательной среды, которая служила бы «средством личностного становления и самоутверждения».
Ее черты:
- напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям;
- должна быть средством удовлетворения потребности в выполнении интересующей деятельности, а также средством личностного становления в ней и самоутверждения; формы работы - от индивидуальной до специальных классов и специальных школ;
- Общение и лидерство: легко приспосабливается к новым условиям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм; сохранение уверенности в себе в общении; легкость обращения к взрослым; способность принять на себя ответственность.
- Сфера художественной деятельности:
• изобразительное искусство: большой интерес к визуальной информации; в деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием, лепкой и т. д.; получает удовольствие от этих занятий; использует оригинальные средства выразительности; уделяет внимание деталям;
- музыка: интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на настроение музыки; легко воспроизводит ритм; узнает знакомую мелодию по первым звукам.
- Двигательная сфера: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; хорошая зрительно-моторная координация; любовь к движениям; широкий диапазон движений; хорошо удерживает равновесие; хорошо владеет темпом; хороший уровень освоения двигательных навыков.
Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения
для становления одаренности
Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.
Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.
Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.
Рефлексия для педагога
Цель: проверить, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей.
- обеспечение условий для участия ребенка в состязаниях, конкурсах, олимпиадах ит. д.
Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен определенной деятельностью, и имел возможность реализовать свои личные устремления.
Таким образом, подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т. е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала бы раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.
Показатели одаренности ребенка перед поступлением в школу
Можно распределить на 5 сфер:
- Интеллектуальная.
- Творчество.
- Общение и лидерство.
- Художественная деятельность.
- Двигательная.
- Интеллектуальная сфера: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).
Сфера академических достижений:
• чтение: выбирает чтение своим частым занятием; богатый словарный запас; зачатки навыка произвольного владения речью; чувствительность к синтаксической структуре речи; сохранение внимания при чтении; желание продемонстрировать умение читать;
• математика: интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов; легкость в восприятии и запоминании математических символов; способность легко разобраться в измерении времени, денег; чувствительность к составу числа;
• естествознание: внимание к предметам, явлениям мира; интерес к любопытным фактам, явлениям природы; интерес к происхождению предметов, явлений.
- Творчество: пытливость; любознательность; способность «с головой уходить» в занятие; высокий энергетический уровень (не устает, когда занимается творчеством); стремление делать по-своему; изобретательность в игровой, изобразительной деятельности.
Для рефлексии можно использовать подходы таких ученых, как Г. Мюнстенберг, Г. Россолимо, А. Бине, Д. Гилфорд, Б. Теплов, В. Ша-дриков, В. Панов и др. Обобщая данные подходы, можно выделить 25 важных качеств личности и типичных способов взаимодействия с детьми. На основе личной педагогической рефлексии рекомендуется внимательно ознакомиться с каждым из них, оценивая с помощью 0, 1, 2, 3 баллов. Подсчитав в конце сумму баллов, педагог сможет сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии психолого-педагогического потенциала в работе с одаренностью ребенка.
Как НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком:
- Понять ребенка и осознать его неординарность.
- Признать всю уникальность его данных.
- Восторгаться им в меру.
- Не использовать всю жизнь ребенка для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- Создать условия для "поощрения" таланта.
- Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.
- Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
- Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать
его.
- Создавать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.
- Учить терпению и поощрять за все старания.
- Тактично, деликатно помогать ему.
- Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
- Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
- Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
- Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
- Учить владеть эмоциями.
- Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
- Все делать, что от Вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и, в то же время, чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.
- Не возвышать его над остальными детьми в семье.
- Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
- Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
- Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
- Организовать активный отдых, помочь научиться вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
- Понять, что беспокоит малыша все время, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связана агрессия или неприятие себя.
-Учитывать его индивидуальность.
- Все время ободрять его.
-Тактично обращаться с ним.
- Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
- Считать себя самым счастливым из родителей.
- Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".
Как НЕ НАДО себя вести родителям с одаренным ребенком:
- Игнорировать дар ребенка или специально возвышать его все время до
небес.
- Воспитывать как самого обычного ребенка или создавать "мимозные" условия жизни.
- Считать его в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
- Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
- Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что этот может кончиться нервным срывом.
- Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
- Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
- Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
- Не помогать решать проблемы с воспитателями.
- Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
- Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.
-Драматизировать все неудачи.
- Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
- Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимание на то, как развит ваш малыш физически и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего интеллект.
- Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их или искусственно их расширить до бесконечности.
- Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
- Чрезмерно опекать или ни в чем не помогать.
- Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-439971-1552668426.jpg)
Консультация для родителей " Как развить творческие способности у ребенка "
Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не та...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-633638-1431868714.jpg)
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии одаренности ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-881157-1485947004.jpg)
Консультация для родителей "Как развить красивую речь у ребенка".
Консультация для родителей "Как развить красивую речь у ребенка"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/10/picture-874701-1654884984.jpg)
Консультация для родителей «Как развить память, внимание, мышление ребенка»
Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/11/picture-946221-1505123340.jpg)
Семинар-практикум для родителей «Как развить мелкую моторику у ребенка ?»
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достига...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/03/picture-1391709-1646311839.jpg)
Консультация для родителей "Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка"
Развитие мелкой моторики через использование разнообразных игр...
Консультация для родителей по теме: "Как поддержать у ребенка интерес к музыке?"
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие спо...