Консультация для родителей «Что и как читать детям» 13.11.2019год
консультация

Токарева Наталья Юрьевна

Тема: «Что и как читать детям»

Возраст:5-6 лет

Цель: Содействовать  воспитанию интереса и любви к чтению, книге; помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

Показать родителям ценность домашнего чтения.

Рекомендовать родителям художественные произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что и как читать детям»

Воспитатель: Старовойтова Н.Ю

2019год

Тема: «Что и как читать детям»

Возраст:5-6 лет

Цель: Содействовать  воспитанию интереса и любви к чтению, книге; помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

Показать родителям ценность домашнего чтения.

Рекомендовать родителям художественные произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.

Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.

Ход консультации:

         Еще до того как научится говорить самостоятельно, малыш прекрасно понимает о чем говорят вокруг него. Ему легко воспринимать речь, которой общаются взрослые в быту, между собой. Воспринимать сказку, которую рассказывает мама, это уже гораздо сложнее дается малышу, ведь то, что было в сказке, не было наяву. Вот именно поэтому нужно знать что почитать ребенку 5 лет и учить малыша воспринимать рассказ, тогда и будет развиваться способность понимать сказки и книги прочитанные мамой. Также большую роль в восприятии играют картинки.

И вот наступил момент, когда ваше чадо выросло и стало самостоятельной личностью. В пять — шесть лет у ребенка уже формируются чувство морали, эстетики, а также интеллектуальные чувства. Со скоростью света развивается познавательная активность. Дети в таком возрасте ждут от взрослых правдивых, серьезных и вдумчивых ответов на все их вопросы. Таким образом, ребенок проявляет огромное желание делиться с окружающими тем, чем он умеет и знает. Широкий круг интересов положительно сказывается на общении и взаимоотношениях с ровесниками.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ

Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь. Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от вас информацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, и читать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянно отвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно  будет поделать упражнения для развития внимания.

Нужно помнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйте конкретным вещам (природа, персонажи). Дети в этом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесь этим, и просите ребенка продолжить рассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошо развить память, риторику.

   

ЧТО ПОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ 5 ЛЕТ

В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям. Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия. Важно то что, читать ребенку в 6 — 7 лет можно то что и 5 летнему и наоборот. Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое то из произведений.

Ребенку 6 лет что читать в этом возрасте? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения с которыми ребенок уже знакомился ранее. Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать, кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.

КАКИЕ КНИГИ НУЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ

Книги какого жанра читают дети? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети как и взрослые бывают разные и у каждого свои вкусы.

В 5 — 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях. Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка), назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3-4 стиха (возможно напоминание первых строк). Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день, везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет  стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

 

СПИСОК ИНТЕРЕСНЫХ КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  •         Аксаков С.«Аленький цветочек».
  •         Александрова Т. «Домовой Кузя».
  •         Андерсен Г. «Сказки».
  •         Бабич И. «Мои знакомые звери»
  •         Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»
  •         Бианки В. «Лесные были и небылицы».
  •         Братья Гримм «Сказки».
  •         Волков А. «Волшебник изумрудного города».
  •         Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
  •         Голявкин В. «Тетрадки под дождем»
  •         Гофман Э.«Щелкунчик и мышиный король».
  •         Грэм К. «Ветер в ивах».
  •         Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»        
  •         Ершов П. «Конёк-горбунок».
  •         Житков Б. «Что я видел».
  •         Иванов А.«Приключения Хомы и Суслика».
  •         Катаев В. «Цветик-семицветик».
  •         Киплинг Р. «Сказки».
  •         Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова».
  •         Кротов В.«Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия»
  •         Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный чулок».
  •         Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей».
  •         Остер Г. «Вредные советы».
  •         Пантелеев Л. «Фенька», «Две лягушки».
  •         Родари Дж. «Приключения Чиполлино».
  •         Сказки народов мира.
  •         Сотник Ю. «Как я был самостоятельным».
  •         Томин Ю. «Шел по городу волшебник».
  •         Хармс Д.«Стихи для детей».
  •         Хайт А. «Приключения кота Леопольда».
  •         Шварц Е. «Сказки».
  •         Шарль Перро «Сказки».
  •         Фольклор.

Консультация для родителей

«Так ли это важно читать вслух?»

Воспитатель: Старовойтова Н.Ю

2019 год


Современные родители задаются вопросом: так ли важно читать детям вслух? Может быть, достаточно включить ребенку на планшете хорошую сказку? Там и картинки интерактивные, и голос рассказчика приятный, и дикция заметно четче, чем у нас…

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать один немаловажный факт из психологии: родительский голос создает ситуацию личного обращения автора к малышу. Вы как бы «разворачиваете» голос автора в сторону ребенка. Личная обращенность, личное взаимодействие предопределяют саму возможность развития речи. Психологи сделали интересное наблюдение: если среди деток ясельного возраста произнести фразу «Дети! Идите скорее ко мне!», то никто не отреагирует. А вот если к каждому обратиться по имени — ситуация будет прямо противоположной!

Поэтому речь, звучащая из телевизора, компьютера, может развлечь кроху, но не более того. Она никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Такое слушание будет эффективным для ребенка постарше, у которого уже «разработано» пространство речи.

Помимо этого, существует еще как минимум 10 причин, почему мы должны читать своим детям вслух:

1. Словарный запас. Чтение вслух формирует детскую речь, расширяет словарный запас. Исследования показали, что, чем больше слов используют родители в разговоре с 8-месячным крохой, тем объемнее будет его словарный запас в возрасте трех лет. В книгах много слов, которые ребенок вряд ли встретит в устной речи. В детских книгах на 50% больше редких слов, чем в прайм-тайме на телевидении или в разговоре студентов! Речь — это основа мышления. Книжная речь устроена сложнее, чем устная, так как не связана с конкретной ситуацией общения (не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестами), ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции, а грамматика языка отражает способы человеческого мышления. Поэтому чтение вслух детям в любом возрасте оказывается действенным механизмом для развития.

2. Фантазия. Чтение развивает фантазию: ребенок не видит того, что описывает автор, он это воображает. Чтение вслух показывает малышу, как использовать свое воображение.

3. Близость. Чтение вслух — это еще и заветное для ребенка время, проведенное вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой. Дети любят находиться вместе со взрослыми, когда те читают им книжки вслух! Малыши обожают сидеть при этом на руках у мамы или папы, посредством этой близости развивается тесная связь между родителями и детьми.

4. Авторитет, ценности и кругозор. Когда вы читаете вслух, вы повышаете уважение к себе, вырабатываете мотивацию поступков на основе определенных ценностей. Иногда нужно дополнительно объяснить ребенку, почему герой поступил так, а не иначе. Сделать это можете только вы, ведь сейчас именно вам отведена роль авторитета во всех вопросах. Если ребенок читает сам, он усваивает большей частью только то, что хорошо знает. Родители, читая вслух, могут рассказать малышу о непонятных вещах, тем самым развивая его кругозор.

5. Успокоение. Чтение вслух успокаивает ребенка. Иногда родители отмечают, что их кроха слишком активен, не может сконцентрироваться на книжке и охотнее смотрит телевизор. Возможно, вы еще не отыскали подходящую для вашего малыша книгу. Используйте минуты, когда ребенок ведет себя более спокойно. Рано утром, после обеда перед дневным сном или вечером после чистки зубов — хорошее время, чтобы почитать вслух. Найдя идеальное сочетание времени и книги, вы увидите, как легко и спокойно начнет засыпать ваш малыш. Чтение вслух является проверенной тактикой, помогающей детям справиться со стрессом.

6. Любовь к чтению. Дети, которым читают вслух в течение первых лет жизни, которые живут в окружении книг, с гораздо большей вероятностью будут увлекаться чтением в старшем возрасте. Ребенок усваивает, что чтение — это важно и вместе с тем приятно и весело. Забота и внимание, проявляемые родителями во время чтения вслух, помогают малышу развить положительное отношение к книгам.

7. Развитие моторики. Ребенок учится, как пользоваться книгой, как держать, как переворачивать страницы — развивается мелкая моторика.

8. Чувственное удовольствие. Хорошая детская книга содержит занимательные иллюстрации, бумагу, приятную на ощупь, а новая книга еще и пахнет хорошо. Все это работает на то, чтобы от процесса совместного чтения малыш получал удовольствие.

9. Навык аудирования. Чтение вслух учит ребенка внимательно слушать. Не успеете оглянуться, как этот навык очень быстро пригодится ему в школе.

Десятую причину можно отнести к самым главным. Вспомните, как ваша мама или папа читали вам на ночь вашу любимую книгу. Такие порой обрывочные, но теплые и светлые моменты детства складываются в картинку, которая согревает нас в трудные минуты на протяжении всей жизни. Теперь наша обязанность как родителей — и у наших детей оставить такие же воспоминания, которые будут их защищать и согревать во взрослой жизни.

Консультация для родителей

"Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?"

Воспитатель: Старовойтова Н.Ю

2019год

На море - океане, на острове Буяне
Стоит дерево - золотые маковки
По этому дереву ходит кот – Баюн;
Вверх идет – песню заводит
Вниз идет – сказки сказывает.

На всем протяжении периода человеческой истории, когда люди наслаждались силой языка, рассказывание сказок помогало детям и родителям прийти к уединению и отдохнуть.

С точки зрения ребенка это возможность близко наблюдать благодушно настроенного родителя, понимать и доверять ему.

С точки зрения родителя – это великолепная возможность увидеть детское восприятие чуда и выразить свою заботу о ребенке не в повелительной форме.

Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так у малышей часто не получается увидеть пути из эмоционального тупика.

Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка подчиняет к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.

Сказка - это в первую очередь особая среда: через сказку ребенок совершенствуется в языке. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.

Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребенка. То есть это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примирится с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.

С точки зрения психоанализа сказки – матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребенок легко отождествляется с кем - то из ее персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом.

Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Ее советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – т. е. сказка, ко всему прочему, еще и учит ребенка выбирать.

Что обнаруживает для себя маленький ребенок в той или иной народной сказке? Именно сказка приобщает ребенка к миру искусства: учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку. Заинтересовать, привить любовь к искусству можно в том случае, если родители сами хорошо разбираются в ней, на чем сделать акцент. Существует множество методической литературы, о том, как знакомить ребенка с жанром сказки. Что же должен знать родитель об этом жанре, каким материалом в области искусства владеть?

Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов.

Сказочные истории носят фантастический характер, но они не являются обычной фантазией сказателя.

А.Н. Афанасьев писал: « Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет, ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира». Феномен сказки, ее очарование в по - особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности. Фольклорная сказка обладает тремя признаками: устная форма бытования сказки не записывались, а передавались от сказателя к сказателю в устной форме; коллективное авторство у сказки нет конкретного автора, каждый сказатель привносил в сюжет, что то свое. Поэтому существует несколько вариантов сказки; анонимность, мы не можем назвать фамилии и имена людей, придумавшие сказочные сюжеты.

В архаические времена, в период распада первобытнообщинного строя, фольклорная сказка напоминает миф, но и поздняя классическая сказка сохранила особенности мифологического сознания. В мифе любой предмет, вещь, действие несут определенный символический смысл. Например: человек, животное, любой природный объект, наделены « нетленной сущностью».

Внешность только форма, а душа может свободно переходить из одной формы в другую, перевоплощаться. Смерть в мифологизированном сознании предков является рождающем началом. Все, что погибает, возрождается, но в ином качестве. Образ рождающей смерти вызывает образ круговорота. Круговорот заключен в самой природе: рождение весной, расцвет летом. Увядание осенью, смерть зимой. Солнце движется по кругу – восходит и заходит, утром на востоке, вечером – на западе, а следующим утром - опять на востоке.

Сказка противостоит мифу как:

Профанное – сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф в определенное время и в определенном месте рассказывает посвященным тайные знания;

Нестрогая достоверность – строгой достоверности. Уход сказки от мифа привел к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность мифа стала не важной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности, в рамках сказочной географии – « в некотором царстве, в некотором государстве». Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише;

Сказочные формулы – ритмизованным прозаическим фразам: « Жили – были…..», « В некотором царстве, в некотором государстве….», « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». « И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»;

Можно говорить об архаических сказках как о нестрогих мифах. Главная цель такой сказки – развлечь слушателя, а главная задача мифа – донести определенную информацию. Эти архаические сказки положили начало волшебным.

Особой популярностью у детей пользуются волшебные сказки. Что должны знать об этой разновидности родители? В. Я. Пропп в книге « Морфология волшебной сказки» пишет об однообразии волшебной сказки на сюжетном уровне. Он говорит об определенном наборе ролей, распределенных между персонажами которые переходят из одной сказки в другую: герой, вредитель, помощник, царевна или ее отец, ложный герой. В. Пропп создает так называемую « метасхему» волшебной сказки. На основании изучения композиции сюжетов, особенностей сказок автор выводит определенную схему построения волшебной сказки имеющую 31 функцию. В основе сюжета такой сказки лежат повествование определении потери при помощи чудесных средств или волшебных помощников (Иван-Царевич потерял Василису Премудрую). В экспозиции сказки рассказывается о причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие- то действия (Иван – царевич женился на лягушке – квакушке; царь батюшка трижды подвергал испытаниям своих сыновей; лягушка – квакушка превратилась в Василису Премудрую). Завязка сказки: главная героиня обнаруживает потерю. Развитие сюжета – это поиск потерянного.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее (Иван – царевич победил Кощея).

Развязка – преодоление потери. Обычный герой (героиня) в конце «воцаряют» т. е. приобретают более социальный статус, чем у него был вначале.

Волшебные сказки обладают определенными чертами: связь сюжета, героев, языка с действительностью, связь выдумки и правды; яркость вымысла (необычные герои, окружающий мир, говорящие животные, чудесные предметы); противоборство злых и добрых сил, темного и светлого миров; обязательная победа добра; присутствие положительного героя.

Фольклорная сказка имеет внутри жанровые разновидности. В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В «сравнительном указателе сюжетов восточнославянская сказка», созданном на основе систематизации сказок народов мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:

  • сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  • легендарные сказки;
  • новеллистические (бытовые) сказки;
  • небылицы;
  • кумулятивные сказки;
  • докучные сказки.

В сказках о животных – сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы.

В бытовых сказка происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках).

Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становится мудрее.

«… Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь – посетит ли вас тревога о судьбе России, - придут ли вам «мысли честные», о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной» - вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу…. Она ни на что не притязает, никому не навязывается, ничего не затевает. «Не любо – не слушай….» Она как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь – слышишь на языке все неизреченное естество родной природы: запах родной земли, и зной родного солнца, и что то тонкое и богатое, вечное юное и вечно древнее…» И.А. Ильин.

«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастиями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» К.И. Чуковский.

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой яркой овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский.

Сказка – дает первые уроки нравственности, формирует представление о добре и зле; о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности. Учит жизни, вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью.

Используемая литература:

  1. Микляева Н.В.; Толстикова С.Н.; Целикина Н.П.; «Сказкотерапия в ДОУ и семье», ТЦ Сфера, 2010г.
  2. «Психология сказки». Франц М. Л фон. (Толкование волшебных сказок).
  3. Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки», 1986г.
  4. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга». СПБ, 2004г.
  5. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПБ, 2000г
  6. Евсюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» М.2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказки, которые мы читаем детям». Педагог Соловьева Наталья Петровна

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энци...

консультация для родителей "что и как читать детям"

Консультация для родителей средней группы «Что и как читать детям» Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредст...

консультация для родителей "что и как читать детям"

Консультация для родителей средней группы «Что и как читать детям» Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредст...

Консультация для родителей "Какие книги лучше читать детям"

Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как вы6ирать полезные и интересные книги для малышей...

Консультация для родителей "Почему так важно читать детям вслух?"

В наше технократическое время родители все чаще заменяют "живое чтение" аудиокнигами или же разнообразными видео приложениями на своих гаджетах.Но ведь маленькому человеку очень полезно!!! (да,да имен...

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...