Главные вкладки

    Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
    консультация

    Анисимова Татьяна Александровна

    Консультация для родителей

    Словесные игры по развитию речи дошкольников

    «Играем - речь развиваем!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx280.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Словесные игры по развитию речи дошкольников

    «Играем - речь развиваем!»

    Похожее изображение

    Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Поиграть с ребенком в словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад.

    Мы предлагаем вашему вниманию игры и игровые упражнения по развитию речи, направленные на активизацию речевого развития детей.

    Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы вашего ребенка полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в упражнениях. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений.

    «Про кого я говорю»

    Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

    Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

    «Скажи какой»

    Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

    Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    «Кто больше увидит и назовет»

    Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

    Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

    «Какая кукла»

    Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

    Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
    — Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
    От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

    «Назови одним словом»

    Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

    — Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
    — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
    — Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
    — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

    «Кто что умеет делать»

    Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
    Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

    «Кто назовет больше действий»

    Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

    — Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
    За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

    «Кто больше слов скажет»

    Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

    Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
    Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

    «Скажи, какое»

    Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

    — Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
    — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

    Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
    Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,
    Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,
    И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
    — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
    Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,
    Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце
    И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

    — О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
    безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
    — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
    — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

    «Найди точное слово»

    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

    — Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
    — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
    — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
    — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
    — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

    Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус,
    А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец).
    Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу —
    А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец).

    — Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

    (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый).

    «Составь описание»

    Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

    — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
    Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

    Похожее изображение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по теме: " Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей".

    Данная консультация может быть использована учителями- логопедами и воспитателями в работе с родителями. В консультации содержатся словесные игры и упражнения, которые способствуют активизации речевог...

    Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

    Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

    Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

    Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

    Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...

    Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

    Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...