Главные вкладки

    Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"
    консультация на тему

      Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovesnye_igry_dlya_razvitiya_leksiko.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

      Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

      Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

      Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.

      Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

      Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

      К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

      Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

      Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть.     Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

      Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.

      Словесные игры:

    1. «Слово на ладошке»

    Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.

    2. «Объясни словечко»

    Предложите ребёнку объяснить значение слов: подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).

    3. «Что бывает?»

    Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

    Красный: …дом, помидор.

    Зимняя: …одежда, рыбалка.

    Домашнее: …печенье, задание.

    4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

    Проворонила ворона воронёнка.

    Ткёт ткач ткани на платье Тане.

    5.«Общие слова»

    1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…

    2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом:

    сосна, берёза, клён – это…

    6.«Четвёртый лишний»

    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

    ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

    7. «Посчитай»

    Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.

    8.«Скажи наоборот»

    Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

    Существительные: смех-, лето-, день-, холод-, север - … и т. п.

    Глаголы: пришёл-, нырнул- …

    Прилагательные: широкий -, маленький-, богатый -… и т. п.

    Наречия: далеко -, высоко- …

    9. «Подбери слово»

    Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).

    10. «Большой - маленький»

    Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул- стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

    11. «Отгадай загадку»

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

    Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

    12. «Назови, какой…»

    Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    13. «Подумай и ответь»

    Предлагайте детям словесные логические задачи.

    Например: «Кого в лесу больше: ёлок или деревьев? Сорок или птиц?»

    14. «Подбери слово»

    Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

    15. «Расскажи стихотворение»

    Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    16. «Расскажи сказку»

    Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для развития лексико-грамматического строя речи

    Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...

    Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

    Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

    Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

    Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

    Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...