Консультация для родителей: «Финансовая грамотность»
консультация

Бурмака Наталия Владимировна

Финансовая грамотность в воспитании детей - новое направление в дошкольной педагогике. Малыши уже в раннем возрасте сталкиваются с финансовой жизнью семьи: ходят с родителями в магазин, видят рекламу, деньги, и, таким образом, овладевают на простейшем уровне экономической информацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_23424121.docx13.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Финансовая грамотность»

Выполнила: Бурмака Н.В.

Инвестиции в знания

всегда дают

 наибольшую прибыль!

Финансовая грамотность в воспитании детей - новое направление в дошкольной педагогике. Малыши уже в раннем возрасте сталкиваются с финансовой жизнью семьи: ходят с родителями в магазин, видят рекламу, деньги, и, таким образом, овладевают на простейшем уровне экономической информацией. Чем раньше Ваши дети получат финансовые знания - что такое богатство и бедность, кредиты и долги, и почему необходимо зарабатывать и экономить, тем большего количества ошибок им удастся избежать в будущем. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

В наше время, все развивается стремительными темпами и быть финансово неграмотным не выгодно, рискованно и даже опасно. Привлекают внимание яркие и красочные рекламы, торговые сети магазинов, банковские услуги, покупки через интернет и т.д. Тут возникает эффект «втягивания», и в такой ситуации недостаток знаний может привести к необдуманным поступкам.

Вот несколько причин, почему очень важно учить ребенка управлять своими деньгами:

  • Чтобы он, повзрослев, меньше подвергался стрессу, связанному с деньгами;
  • Чтобы у него была возможность жить с комфортом;
  • Чтобы он мог жить самостоятельно;
  • Чтобы у него была лучшая жизнь.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но учить ребенка знаниям о деньгах Вы можете начинать уже с двух лет. В этом возрасте дети уже могут адекватно воспринимать мир и оценивать его. Если Ваш ребенок старше, то очень важно начать его учить как можно скорее.

До школы.

В раннем возрасте Вы можете научить ребенка тому, что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны, как ценится труд, что такое материальные ценности и вознаграждение. Игра в магазин является самым простым способом обучения.

В начальной школе.

В этом возрасте можно начать обучение с разницы между нуждой и необходимостью. Поясните ребенку, что родители получают деньги тогда, когда выполнили что-то полезное, необходимое, за что в награду получают деньги. Дети могут помочь Вам с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Так же можно научить ребенка использовать копилку.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже готовы начать зарабатывать деньги. Не оплачивайте помощь по дому - помогать родителям, это детские обязанности. Это также хорошее время, чтобы научить их сохранять деньги для будущего и для тех вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. Не наказывайте ребенка деньгами. Позвольте ребенку решать самому по поводу расходов, а вместе распределяйте расходы и ставьте цели.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Учите ребенка экономить, интересуйтесь, правильно ли он потратил деньги, хватает ли на все необходимое.

Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии разбираться с финансовыми решениями самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. 

Что должен знать ребенок о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей:

  • Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, он может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
  • Рекомендуется выдавать необходимое количество денег раз в неделю, объясняя их целевое назначение при этом. Так если ребенок потратит все в первый день, то восполнять недостающую сумму не нужно. Он должен осознать, что необходимо укладываться в рамки выделенной суммы.
  • Обязательно поговорите с ребенком на тему: что такое Банкомат и как он работает.
  • Проведите беседу о том, что можно и что нельзя покупать.
  • Берите ребенка с собой, когда идете по магазинам. Это идеальная возможность рассказать ему о планировании семейного бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы.
  • Объясните, как проводится оплата счетов и квитанций. Здесь так же можно рассказать и об экономии. Например, что нужно выключать свет, когда покидаешь свою комнату, что это приводит к экономии энергии, а сэкономленные денежки можно будет потратить на другие нужды.

Полученную информацию можно и применять на практике. Знания не дают результата, они дают лишь силу. Поэтому воплощайте знания в жизни.

Книги для детей о деньгах:

  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Обучение детей финансовой грамотности в игровой форме.

Финансовое воспитание подразумевает под собой реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  • Самое главное, необходимо заинтересовать ребенка.
  • Игровая деятельность самая ведущая в дошкольном детстве;
  • Освоение учебной деятельности постепенно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
  • Так же имеются и возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления;
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Дидактические игры.

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги. И очень важно учиться этому в семье, чтобы ребенок не просто знал, как обращаться с деньгами, но и умел их применять правильно.