Консультации для родителей
консультация (младшая группа)

Пахомова Татьяна Станиславна

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Как можно выявить одаренного ребенка»

Консультация для родителей: «Хвалить или ругать?»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, "когда идут в садик"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов на тему:

«Как можно выявить одаренного ребенка»

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. Возможность выявить у ребёнка одарённость, развить и сопроводить – это наиболее важная задача дошкольного учреждения. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный определённым талантом, способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться в потоке скоростного века и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что человек не заменим ни одной современной техникой. Творить, мыслить, создавать, прогрессировать – назначение каждого человека на земле. Поэтому, каждый человек наделён неповторимой индивидуальной способностью, которую мы называем талантом, одарённостью и наша задача – раскрыть в каждом ребёнке его индивидуальную неповторимость. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Сопровождение одаренного ребенка - неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. Наблюдая за детьми в своей группе, я пришла к такому выводу, что каждый ребёнок наделён способностью, но уникальной способностью – лишь некоторые. Выявить и развить ту или иную способность необходимо у каждого ребёнка. И чем раньше мы заметим и разовьём талант, тем больше и выше получим результат от личности.

Необходимо чётко и правильно выстроить задачи и нормы сопровождения одарённых детей, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога и в группе сопровождения.

Необходимо создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается умением правильно использовать средства исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Задачи:

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок - родитель.

Индивидуальный путь развития для каждого одарённого ребёнка, с учётом специфики возрастного и индивидуального развития.

Необходимость отслеживания особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развитием педагогической деятельности.

Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Непрерывность сопровождения развития одарённого ребёнка

Бережное отношение к психическому миру ребёнка, его потребностям и особенностям отношения к окружающему миру и к самому себе.

Выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации. Последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка. Владение комплексом диагностических методик.

Осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы.

Любовь к ребенку и принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать.

Ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов.

Признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу).

Поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии.

Умение быть близким другом, партнером, символическим защитником для ребенка.

Систематическое осуществление педагогом самоанализа, самоконтроля.

Несколько советов по выбору методов выявления одарённости у ребёнка и проведение развивающей работы.

Необходимо напомнить, что существующие методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две точки зрения:

"Все дети являются одаренными";

"Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребёнок талантлив по-своему.

Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Как правило, информация поступает от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребёнком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, вместе, необходимо определить индивидуальные особенности ребёнка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребёнку с целью определения его индивидуального пути развития. В детском саду педагоги проводят психолого-педагогический консилиум, на который приглашают также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребёнке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Необходимо уточнить выявленную одаренность ребенка путём проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатель осуществляет сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

Систематически проводить развивающую работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. Данный метод в детском саду активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждения дополнительного образования. Проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Применение метода промежуточных результатов сопровождения одарённого ребёнка способствует более точному выявлению этапа развития его одарённости. Работа заключается в следующем: психолог, педагог, воспитатель и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагог совместно с воспитателем дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, фестивали, конкурсы и т.д.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. Мое убеждение, что ребёнок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, ребёнок – «запечатанный источник», в котором скрыт неизвестный нам потенциал и который должен обязательно реализоваться.

И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, независимо от конкретных успехов в какой - либо деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на согласие и несогласие, сомнение и даже ошибку.

Оценивание ребёнка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки, ведь каждый ребёнок – это особый мир.

 

Список литературы:

  1. Бине А. современные идеи о детях - М., 1990.
  2. Одарённый ребёнок/ под редакцией О. М. Дьяченко - М.. 2009.
  3. Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети. - М., Прогресс 2005.
  4. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность - М., 2006.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов на тему:

«Как можно выявить одаренного ребенка»

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. Возможность выявить у ребёнка одарённость, развить и сопроводить – это наиболее важная задача дошкольного учреждения. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный определённым талантом, способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться в потоке скоростного века и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что человек не заменим ни одной современной техникой. Творить, мыслить, создавать, прогрессировать – назначение каждого человека на земле. Поэтому, каждый человек наделён неповторимой индивидуальной способностью, которую мы называем талантом, одарённостью и наша задача – раскрыть в каждом ребёнке его индивидуальную неповторимость. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Сопровождение одаренного ребенка - неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. Наблюдая за детьми в своей группе, я пришла к такому выводу, что каждый ребёнок наделён способностью, но уникальной способностью – лишь некоторые. Выявить и развить ту или иную способность необходимо у каждого ребёнка. И чем раньше мы заметим и разовьём талант, тем больше и выше получим результат от личности.

Необходимо чётко и правильно выстроить задачи и нормы сопровождения одарённых детей, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога и в группе сопровождения.

Необходимо создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается умением правильно использовать средства исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Задачи:

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог – ребенок - родитель.

Индивидуальный путь развития для каждого одарённого ребёнка, с учётом специфики возрастного и индивидуального развития.

Необходимость отслеживания особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развитием педагогической деятельности.

Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка. Непрерывность сопровождения развития одарённого ребёнка

Бережное отношение к психическому миру ребёнка, его потребностям и особенностям отношения к окружающему миру и к самому себе.

Выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации. Последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка. Владение комплексом диагностических методик.

Осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы.

Любовь к ребенку и принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать.

Ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов.

Признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу).

Поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии.

Умение быть близким другом, партнером, символическим защитником для ребенка.

Систематическое осуществление педагогом самоанализа, самоконтроля.

Несколько советов по выбору методов выявления одарённости у ребёнка и проведение развивающей работы.

Необходимо напомнить, что существующие методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют две точки зрения:

"Все дети являются одаренными";

"Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребёнок талантлив по-своему.

Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Как правило, информация поступает от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребёнком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, вместе, необходимо определить индивидуальные особенности ребёнка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребёнку с целью определения его индивидуального пути развития. В детском саду педагоги проводят психолого-педагогический консилиум, на который приглашают также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребёнке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Необходимо уточнить выявленную одаренность ребенка путём проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатель осуществляет сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

Систематически проводить развивающую работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. Данный метод в детском саду активно используют возможности учреждений дополнительного образования. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждения дополнительного образования. Проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Применение метода промежуточных результатов сопровождения одарённого ребёнка способствует более точному выявлению этапа развития его одарённости. Работа заключается в следующем: психолог, педагог, воспитатель и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагог совместно с воспитателем дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, фестивали, конкурсы и т.д.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. Мое убеждение, что ребёнок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, ребёнок – «запечатанный источник», в котором скрыт неизвестный нам потенциал и который должен обязательно реализоваться.

И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, независимо от конкретных успехов в какой - либо деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на согласие и несогласие, сомнение и даже ошибку.

Оценивание ребёнка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки, ведь каждый ребёнок – это особый мир.

 

Список литературы:

  1. Бине А. современные идеи о детях - М., 1990.
  2. Одарённый ребёнок/ под редакцией О. М. Дьяченко - М.. 2009.
  3. Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети. - М., Прогресс 2005.
  4. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность - М., 2006.



Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей: «Хвалить или ругать?»

Если постоянно хвалить ребенка и никогда не наказывать при неправильных действиях (а ведь абсолютно послушных детей не бывает, он будет расти с убеждением, что любой его поступок хороший, а любое действие заслуживает восхищения. Такие дети не стремятся развиваться дальше, приобретают комплекс неполноценности, связанный с непризнанием со стороны детского коллектива или педагогов.

Существуют и другие перегибы в воспитании, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, боясь его «испортить». Такие родители не прощают ребенку малейшей провинности, ругая за каждую плохую отметку или безобидный проступок. При этом успехи в учебе и хорошее поведение воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Недооценивая свое чадо, родители не удовлетворяют его потребности в поощрении и лишают его возможности получать удовлетворение от своих добрых дел и старания. Младшие дошкольники очень хотят, чтобы их победы и радости были разделены любящими родителями. Они как бы отождествляют себя с вами и больше нуждаются в поощрении, чем в наказании. Поэтому преобладать в мерах воспитания должны все-таки похвала и одобрение.

Что касается физических наказаний, то применять их нельзя! Они унижают и оскорбляют ребенка, вселяют в него сомнение в вашей любви. Некоторые дети вообще не выносят подобной меры воспитания, они пугаются излишней строгости родителей, начинают сторониться и даже бояться их. Это может даже нарушить их психическое развитие.

Пока ребенок маленький, вряд ли какая-нибудь мама удержится от соблазна слегка шлепнуть капризулю по мягкому месту за непослушание. Если этот шлепок искренний и соответствует проступку, ничего страшного в этом нет. Но к школьникам подобные меры воздействия уже недопустимы. Если малыш не понимает слово «нельзя» и все равно хочет облизывать языком прилавок, пускаться в долгие объяснения не стоит - он их все равно не поймет. Но дети старшего возраста уже способны реагировать на другие виды наказания-неодобрение или замечания родителей. Такое психологическое воздействие пробуждает в ребенке естественное чувство вины и желание исправиться, тогда, как физическое наказание только унижает его и вызывает сопротивление. Однако сильное чувство вины тоже плохо. Оно может возникнуть у ребенка в том случае, если вы слишком эмоционально реагируете на его проступок, давая понять, что такого сына или дочку вы не любите. В любом случае, как бы ни был велик «грех», ребенок никогда не должен себя чувствовать покинутым и одиноким, лишенным родительской любви. Поэтому, сердясь и наказывая свое чадо, пытайтесь подчеркнуть, что он все равно остается любимым и самым дорогим для вас.

Хвалить ребенка нужно правильно. Всем известно, что добрее слово лечит душу, вселяет в человека уверенность в себе, создает хорошее настроение. Похвала играет значительную роль в развитии ребенка. Малыш дошкольного возраста должен постоянно ощущать ваше одобрение, естественно, если он совершает хорошие поступки, а не плохие. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, уже имеет завышенные потребности в похвале, потому что отчасти или полностью лишен общения со вторым родителем. Он становится особенно уязвимым и может воспринимать вашу критику неадекватно. Зато похвала для него является прекрасной эмоциональной поддержкой, поэтому дает гораздо больший эффект в воспитании.

Как можно и как нельзя хвалить ребенка:

1. Если ребенку что-то дается легко или он имеет особые способности, хвалить за это не следует, иначе вы не приучите его трудиться и добиваться цели усилием воли. Хвалить нужно за действие, требующее каких-то особенных качеств, например усидчивости, внимательности. Только так он будет развиваться дальше, совершенствовать свои навыки, а не станет ожидать восхищения только за то, что он такой есть.

2. Нельзя ставить в пример ребенку другого малыша, которому что-то дается легче. Сравнивать детей вообще ни в коем случае нельзя. Этим вы сведете на нет усилия своего ребенка, травмируя его психику. Он будет бояться, что у него никогда так, как у его приятеля, не получится, и потеряет уверенность в собственных силах.

3. Слишком часто хвалить малыша тоже не следует, особенно если слова одобрения произносятся неискренне. Это приучит его к легкому успеху.

4. Так же как и порицание, похвала должна быть за конкретный поступок. Не нужно хвалить самого ребенка«Какой ты красивый и умный». Так можно сформировать у малыша слишком высокое самомнение и необъективно завышенную самооценку. Поэтому хвалите его за поступки«Ты сумел построить корабль, хоть это было очень трудно». Если в дальнейшей жизни он столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам себе мнит, это может привести к неврозу.

В редких семьях детей не наказывают. А уж о поощрениях и говорить не приходится В неполных семьях акценты в воспитании детей часто смещаются в ту или иную сторону.

Находясь в подавленном состоянии, вы можете раздражаться даже на незначительные отклонения в поведении ребенка. Учитывая, что он сам переживает случившееся, ему трудно удержаться в тех рамках поведения, которые вы от него ожидаете. Тут возможны капризы, нежелание идти на прогулку, мыть руки и т. д. Что за этим следует? Наказание.

У каждого из нас разные представления о наказаниях. Одни родители ставят детей в угол, другие лишают сладкого, третьи шлепают, а четвертые кричат на детей.

Ставя ребенка в угол, срываясь на него или применяя традиционный ремень, вы условно сообщаете ребенку: «Я тебя больше не люблю, раз ты такой плохой». По крайней мере, маленькие дети именно так понимают агрессию родителей по отношению к ним. Получают ли они из наказания урок? Конечно, нет. Страх перед ремнем и углом (а для активных и эмоциональных детей стоять в углу -страшное наказание) действительно вырабатывает в ребенке привычку не совершать недозволенного, но только в присутствии родителей. Таким образом, малыш будет бояться вашего гнева, поэтому никогда при вас больше не полезет за какой-либо вещью на высокую полку. Но в гостях у папы, который никогда не наказывал его таким способом, он будет беспрепятственно делать, что ему вздумается.

Как наказывать ребенка:

1. Ребенка можно наказывать только непосредственно после проступка, а не копить его «грехи» и в конце недели наказывать за все разом. Малыш не поймет вашей жестокости, а только сам обозлится на вас.

2. Наказание малышей должно даже немного опережать их неправильные действия, ведь предусмотреть ту или иную реакцию ребенка нетрудно.

3. Наказание не должно быть слишком жестоким. Желательно, чтобы оно давало возможность ребенку загладить свою вину и конструктивно решить проблему.

4. Если вы все-таки наказываете ребенка, ставя его в угол, делайте это со спокойным выражением лица, не показывая своего негодования и не давая воли агрессии. Наоборот, вы должны объяснить ребенку, что вы его любите несмотря ни на что, хотя любой другой человек на его месте не заслуживал бы этой любви. Но вашу любовь он никогда не может потерять.

5. Не повышайте на ребенка голос-это его пугает, подрывает его нервную систему, но никогда не приносит пользы.

Почему ребенку необходимы запреты? Некоторые матери впадают в другую крайность, стремясь предоставить ребенку полную свободу и возможность самому решить, что хорошо, а что плохо делать, то есть заставляют его познавать мир только на собственных ошибках. Можно в виде эксперимента пустить в свободное плавание малыша на короткое время с той целью, чтобы потом вместе с ним обсудить его поведение. Это дает хороший эффект. Но если вы не будете контролировать ребенка вообще, он просто запутается в своих действиях. Дети постоянно сверяют по нашей 12реакции свое поведение. Если эта точка отсчета исчезнет, они потеряют ориентиры в жизни, не научатся учитывать желания других людей и контролировать свои потребности, а в конечном итоге не поймут, что такое социальные нормы поведения.

Как делать ребенку замечания:

1. Если ребенок совершил неправильный поступок, сядьте рядом с ним и обсудите причины его поведения. Затем попытайтесь, тоже вместе, найти пути выхода из создавшейся ситуации.

2. Не повторяйте свои требования слишком часто, не говорите долго и громко. Дети привыкают к нудным нотациям родителей, переставая со временем воспринимать их. Поэтому выскажите свой запрет четко и коротко.

3. Обращаясь к ребенку, не высказывайте претензий к нему, как личности, а осуждайте только его поступок. В этом вам помогут местоимения первого лица. Таким образом, вы дадите понять ребенку, что он неправ, при этом сообщите ему, что вы по-прежнему его любите и верите в него. То есть личность ребенка не пострадает.

4. Никогда не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его обидными словами, не вешайте ярлыков«Ты - неряха!» и т. д.

5. Не используйте слова-угрозы«Если ты сейчас же не уберешь игрушки, то не будешь смотреть телевизор». Лучше сказать«Когда ты уберешь игрушки, то сможешь посмотреть телевизор».

Даже вышеперечисленные правила не позволяют добиться полного послушания ребенка. Вас должно это только радовать, ведь малыш познает мир, растет и развивается. Получая яркие впечатления от своих новых действий и поступков, дети не всегда воспринимают наши запреты, поэтому им надо помочь с помощью наказаний. Именно помочь, а не вымещать на ребенке свою злость и негодование.

Как и когда применять наказания:

1. Ребенок должен заранее знать, за какой поступок его ожидает наказание, чтобы оно не удивляло его и не вызывало протест. Тогда он выбирает сам: вести себя соответствующим образом и быть наказанным или отказаться от нехорошей затеи.

2. Нельзя обещать и не выполнять или откладывать наказание. Тогда малыш будет думать, что и в следующий раз его действия сойдут ему с рук. Это не воспитает в нем правильного отношения к поступкам.

3. Зпарещая ребенку что-либо делать, родители должны объяснить и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения. Например, нельзя играть в мяч возле проезжей части, но можно и даже нужно-на спортивной площадке или во дворе.

4. Если вы запрещаете ребенку что-то, то не делайте этого сами. Например, не давая малышу конфету до обеда, не ешьте ее сами. Общепринятые правила должны соблюдаться всеми членами семьи.

5. Наказывая ребенка, не сомневайтесь в том, что он заслужил это наказание, то есть совершил плохой поступок. Если малыш просто попал под горячую руку, и вы пытаетесь свалить вину за свое плохое настроение на него, а потом раскаиваетесь в содеянном, это подорвет ваш авторитет.

6. Наказывая малыша, проявляйте к нему сочувствие, а не злорадство, убедив его в своей любви к нему. Например: «Мне жаль, что ты сегодня не сможешь посмотреть телевизор, но это наказание, которое ты заслужил, и я уверена, что оно пойдет тебе на пользу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...