Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»
консультация (младшая группа)

Михайлова Галина Алексеевна

Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Сенсорное воспитание развивает внимание, воображение, память, наблюдательность и способствует усвоению сенсорных эталонов:

·        цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый);

·        формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.);

·        величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.);

·        вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный);

·        обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.);

·        времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.);

·        пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.);

·        осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходят накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (шумящие и гремящие игрушки) можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

6. Ходите с ребенком в музеи.

7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

9. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей 1.5 – 2,5 лет. В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

·        желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

·        большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

·        игрушки для построения ряда по возрастанию - убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;

·        игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

·        самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.; шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.; перевернутые детские формочки, ведра;

·        конструкторы и мозаика;

·        разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.;

·        емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.;

·        книги с большими предметными картинками, с реальными изображениями животных, окружающих предметов;

·        игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);

·        шнуровки, застегивающиеся коврики, тканевые мячики;

·        игрушечные животные, различные движущиеся игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

https://zdravoe.com/inc/img.php?a2&path=news&pic=3254

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

http://detsad-katusha.ru/wp-content/uploads/2015/06/340_2.png

Сенсорное воспитание развивает внимание, воображение, память, наблюдательность и способствует усвоению сенсорных эталонов:

  • цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый);
  • формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.);
  • величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.);
  • вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный);
  • обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.);
  • времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.);
  • пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.);
  • осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходят накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

https://static4.milionkobiet.pl/files/2011_11/.thumbnails/662x441/82edcf9b4f970ed88b27dd9504b67942_a0d8b3.jpg

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (шумящие и гремящие игрушки) можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7cf6676050520acb&mb=imgdb_preview_442

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

6. Ходите с ребенком в музеи.

7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

9. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

http://nazstudentblog.com/wp-content/uploads/2014/04/physical-therapy-updated.jpg

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

https://shkola7gnomov.ru/upload/image/CPGHA016.jpg

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей 1.5 – 2,5 лет. В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  • желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
  • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • игрушки для построения ряда по возрастанию - убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
  • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.; шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.; перевернутые детские формочки, ведра;
  • конструкторы и мозаика;
  • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.;
  • емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.;
  • книги с большими предметными картинками, с реальными изображениями животных, окружающих предметов;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
  • шнуровки, застегивающиеся коврики, тканевые мячики;
  • игрушечные животные, различные движущиеся игрушки.

https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=1bfda7a7537aa403&mb=imgdb_preview_214