Главные вкладки

    Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»
    консультация (младшая группа)

    Михайлова Галина Алексеевна

    Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

    Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

    Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

    Сенсорное воспитание развивает внимание, воображение, память, наблюдательность и способствует усвоению сенсорных эталонов:

    ·        цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый);

    ·        формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.);

    ·        величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.);

    ·        вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный);

    ·        обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.);

    ·        времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.);

    ·        пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.);

    ·        осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

    Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходят накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
    В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
    В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

    В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
    Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (шумящие и гремящие игрушки) можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

    Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

    1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

    2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
    3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

    4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

    5. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

    6. Ходите с ребенком в музеи.

    7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

    8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

    9. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

    10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

    Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
    Все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

    Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей 1.5 – 2,5 лет. В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

    ·        желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

    ·        большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

    ·        игрушки для построения ряда по возрастанию - убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;

    ·        игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

    ·        самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.; шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.; перевернутые детские формочки, ведра;

    ·        конструкторы и мозаика;

    ·        разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.;

    ·        емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.;

    ·        книги с большими предметными картинками, с реальными изображениями животных, окружающих предметов;

    ·        игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);

    ·        шнуровки, застегивающиеся коврики, тканевые мячики;

    ·        игрушечные животные, различные движущиеся игрушки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

    https://zdravoe.com/inc/img.php?a2&path=news&pic=3254

    Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)

    Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

    http://detsad-katusha.ru/wp-content/uploads/2015/06/340_2.png

    Сенсорное воспитание развивает внимание, воображение, память, наблюдательность и способствует усвоению сенсорных эталонов:

    • цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый);
    • формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.);
    • величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.);
    • вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный);
    • обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.);
    • времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.);
    • пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.);
    • осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

    Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходят накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

    https://static4.milionkobiet.pl/files/2011_11/.thumbnails/662x441/82edcf9b4f970ed88b27dd9504b67942_a0d8b3.jpg

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
    В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
    В старшем дошкольном возрасте при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

    В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов. Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
    Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (шумящие и гремящие игрушки) можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

    https://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7cf6676050520acb&mb=imgdb_preview_442

    Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

    1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

    2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
    3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.

    4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

    5. По возможности, много путешествуйте с ребенком.

    6. Ходите с ребенком в музеи.

    7. Проводите совместные наблюдения и опыты.

    8. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.

    9. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.

    10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

    http://nazstudentblog.com/wp-content/uploads/2014/04/physical-therapy-updated.jpg

    Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
    Все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

    https://shkola7gnomov.ru/upload/image/CPGHA016.jpg

    Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье для детей 1.5 – 2,5 лет. В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

    • желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов: дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
    • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
    • игрушки для построения ряда по возрастанию - убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
    • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
    • самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть: банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.; шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.; ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.; перевернутые детские формочки, ведра;
    • конструкторы и мозаика;
    • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.;
    • емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.;
    • книги с большими предметными картинками, с реальными изображениями животных, окружающих предметов;
    • игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
    • шнуровки, застегивающиеся коврики, тканевые мячики;
    • игрушечные животные, различные движущиеся игрушки.

    https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=1bfda7a7537aa403&mb=imgdb_preview_214


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...

    Консультация для родителей на тему: " Сенсорное воспитание детей раннего возраста".

    Сенсорное развитие формирует полноценное восприятие окружающей деятельности, служит основой познания мира. Благодаря сенсорному воспитанию, дети познают окружающий мир (т.е. форму, величину, размер, ц...

    Консультация для педагогов «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности».

    Консультация для педагогов «Формирование сенсорных эталонов детей раннего возраста в игровой деятельности»....

    Консультация для родителей на тему сенсорное развитие детей раннего возраста.

    Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирова...