Консультация для родителей «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов»
консультация (младшая группа)

Белкина Маргарита Николаевна

Консультация для родителей на развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_sensornymi_etalonami.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».

А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.

 На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

 цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Сенсорные ощущения могут быть разными:
зрительные ощущения
ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
слуховые ощущения
ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
вкусовые ощущения
ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;
осязательные ощущения
– ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;
обонятельные ощущения
– ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
Задача взрослого – расширить и углубить естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.


Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста.

1. Развитие зрительных ощущений: ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
Дидактическая игра «Собери яблоки ».
Цель: 
учить группировать предметы по цвету.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Цель: 
учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.
 Предложить ребенку собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине Предложить ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.
2. Развитие слуховых ощущений.
При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу. С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут
издавать шум при ударе о стенки емкости.
3. Вкусовые и обонятельные ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Дидактические игры «УЗНАЙ НА ВКУС И ЗАПАХ» - Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Дидактическая задача: Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха.
Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ или фрукт для пробы.
Дидактическая игра "Ищем пару"
Оклейте картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Игровые правила.  На ощупь ребенку нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.
Дидактическая игра "Что внутри шариков?"
Наполните несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука с водой, горох, фасоль, различные крупы: манка, рис, гречка и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.

 Игровые правила. Ребенку нужно на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
4. Осязательные ощущения– ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей
Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
В непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины и фактуры – игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры. 

Игровые правила.  Предложите ребенку не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.
Дидактическая игра “Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре.
Дидактическая игра "Платья для куклы"
Предложите ребенку трех кукол в разных платьях - шерстяном, шелковом, вязаном. Пусть поочередно рассмотрит и пощупает платье на каждой кукле. Потом платья снимают и кладут в мешочек. Нужно в мешке на ощупь отыскать нужное платье и надеть на куклу.
Дидактическая игра "Предметы под салфеткой"
Разложите на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой.

 Игровые правила. Предложите ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

                     Заниматься с малышом необходимо в форме игры и тогда это доставит ребёнку удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет

   Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...

Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»

Консультация для родителей «Как формировать сенсорные эталоны с раннего детства»Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы,...

Перспективный план работы «Обучение детей старшего дошкольного возраста способам обследования предметов» на 2020 - 2021 год.

Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, о...

Консультация для родителей "Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов"

Данная консультация раскрывает перед родителями важность сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предме...

Знакомство с сенсорными эталонами способами исследования предметов

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для воспри...