Мастер — класс для родителей будущих первоклассников Тема: «Психологическая готовность к школе»
материал

Алферова Ирина Сергеевна

    Очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_2.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 5  г. Вольска Саратовской области»

Мастер — класс для родителей будущих первоклассников

Тема: «Психологическая готовность к школе»

Подготовила

педагог-психолог Алферова Ирина Сергеевна   

     

      Цель:  познакомить родителей с необходимыми требованиями к уровню созревания «психологической готовности» ребёнка к школе.

         Задачи:  

           - обсудить с родителями  ситуации и выявить, через проблемный диалог,  те черты характера, которые способствуют формированию «психологической готовности» детей к школе;

              -   сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте с дошкольным уровнем развития ребёнка 6-7л;

                 -создать итоговую таблицу и памятку «психологической готовности» будущих первоклассников, как опорный документ в воспитании и подготовки детей к школе;

               - убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического развития;

                                 Оформление доски.

      «  Главный метод воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.»  Д.Б.Эльконин.

  1. Создание проблемной ситуации. (Активизация мыслительной деятельности).

     -Ваши дети в этом году пойдут в школу. Но среди вас есть родители, у которых в семье уже есть ученики.

   -Давайте сейчас вспомним каких успехов вы, как родители, ждали от своих детей?(отвечают родители).

     -Оправдались ли ваши надежды?

    -С какими проблемами вы, как родители, встретились, когда ваш ребёнок пошёл в школу?

(отвечают родители).

    -А как вы думаете, почему не оправдались ваши ожидания, ведь ребёнок хотел пойти в школу, ему уже почти семь, он был более — менее готов к ней? (отвечают родители)

2.Вступительная беседа учителя.

 

  -Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.

  -Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?

   (отвечают родители)

Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.

    Бесспорно, это важно, как важно развивать:  речь, память, мышление и т.д.

 Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.

    Не прошло и месяца, как ребёнок отказывается идти в школу; к концу урока  не слушает учителя, отвлекается; кое-как выполняет то, что говорит учитель, даже если это простое игровое задание; еле высиживает до конца занятий; быстро утомляется.

    Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.

 

3.Вывод: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен достичь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.

4.Определение темы урока.

        -Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (отвечают родители)

Тема нашего мастер-класса:

     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

 -А как вы думаете: кто ему в этом может и должен помочь?

          (отвечают родители)

    -Да,  без общения со взрослыми, и в первую очередь с родителями ему просто не обойтись. Ведь общение ребёнка с окружающими его людьми - это источник его психического развития.

  1. Деление родителей на группы.

 Работа в группах по плану:

а)    Обсуждение ситуации в группе.

б) Выявление главной черты характера, необходимой для психологической готовности будущего школьника, в группе.

в)    Выступление от группы.

    6.Совместное обсуждение вывода, полученного при работе в группе.

            Составление общей таблицы

    «Психологическая готовность ребёнка к школе».

                    Материал для обсуждения в группе.

1ситуация.

      «Отец научил своего шестилетнего сына играть в шашки.Однако их совместные игры всегда кончались одинаково.Ребёнок проигрывал, а папа выигрывал.При этом мальчик плакал и обижался, часто говоря что больше никогда не будет играть в шашки, что папа жульничает и только поэтому выигрывает и т. д. .Но на следующий вечер , встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками, уверяя, что теперь он обязательно выиграет, а если и проиграет, то расстраиваться не будет. Однако весь сценарий повторялся полностью. Через некоторое время отец вдруг осознал, что ребёнок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая , что мальчик сильно травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет ребёнок .Ответ мальчика ошеломил отца: «Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня.» …» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)

Вывод:1.Ребёнок осознаёт свои эмоции (может предвидеть чем кончится данная ситуация).

      2.Он учится управлять своими эмоциями. (Он приобретает способность избегать отрицательные ситуации и одновременно продуцирует ситуации, имеющие положительный характер.)

2 ситуация.

  « Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»  (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)

Вывод: ребёнок сам,  по своей инициативе, хочет чему-то научиться. Налицо активизация познавательной деятельности. Проявление ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

             3 ситуация.

     « Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую          кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись   своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)

Вывод: Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи (действовать по чужой программе, принимая её за свою).Привносить что-то своё для достижения поставленной цели.

4 ситуация.

Маше на день рождения подарили интересную игру.

Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила прополоть грядку и помыть посуду. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.

Вывод: Развитие воли и произвольности поведения  (понимает слова «можно, нельзя, надо». Самоконтроль и самоорганизация.

     5 ситуация.

Когда Лене было 4 года мама с трудом усаживала её на диван и начинала читать ей интересную книжку. Лена ёрзала на диване, ей совсем не нравилась муха, которая всех угощала, а хотелось быстрее идти играть с соседским Алёшкой. Но мама была настойчива и упорно продолжала читать книгу целых 15 минут.

Но уже в 6 лет Лена с удовольствием оставляла все свои игры и бежала послушать очередную мамину сказку. Ей совсем не хотелось уходить ,она просила маму ещё и ещё почитать и затаив дыхание Лена с интересом слушала чтение мамы. А после окончания чтения, Лена знала всё о героях сказки и на все вопросы мамы отвечала с предельной точностью.

После чего она с нескрываемым удовольствием рассказывала полюбившуюся сказку соседскому Алёшке.

Вывод: Умение поддерживать внимание (не отвлекаться и дослушивать до конца).

       6 ситуация.

Мама попросила Ваню как можно лучше прибраться в своей комнате: ведь вечером придут гости и родителям будет стыдно перед ними за беспорядок. Но Ване совсем не хотелось прибирать игрушки в коробку, расставлять машины, складывать книги. Заставлять это делать было некому, все были на работе. Поиграв немного, Ваня все-таки решил понемногу начать уборку. Занятие оказалось не настолько увлекательным, но было не так скучно загнать машины в коробку и выстроить их в ряд, как на параде. Затем на место встали книжки, в коробку полетели разные мелочи. «Вроде бы ничего»-подумал Ваня. Затем заглянул под кровать, увидел там бумажки из-под конфет и бросил их возле печки. Пошарил глазами по комнате и решил, что маме понравится. Уже хотел было побежать на улицу, как увидел перед печкой бумажки. Подумал : «Маме не понравится.», подобрал бумажки и бросил их в печку. «Теперь вроде бы всё.» И довольный побежал на улицу.

Вывод: Трудолюбие через:

           а) самообслуживание;

            б) труд для других;

                   7 ситуация

Мама отправила Максима в магазин за хлебом. Купив 1 булочку, он вдруг вспомнил ,что уже утром сахарница была пуста. Денег вполне хватало и Максим не задумываясь купил килограмм сахара. По дороге подумал: «Мама меня не поругает».

Вывод: Самостоятельность (умение принимать самостоятельное решение).

             8 ситуация.

Учительница попросила принести чистую тетрадь. Саша вспомнил об этом по дороге в школу, но решил не возвращаться. Учительнице он сказал, что забыл.

Аня вспомнила о забытой тетрадке,  когда уже вышла из дома. Но прийти в школу без неё было очень стыдно. «Ведь просили же, как я могла забыть!»-подумала Аня и вернулась за тетрадкой. Вера с вечера забыла про тетрадь. Но ночью, перелистывая события дня и думая о школе,  она наказывала сама себе «Как бы не забыть!»

Вывод: Ответственность. (слово «должен» должно обязательно звучать в каждой семье)

        7.Обобщение.

Итог. Составление памятки  «психологической готовности ребёнка к школе».

 - Мы обсудили различные ситуации и пришли к выводу, что

            Старший дошкольник:

                         Памятка родителям.

1.Научается избегать ситуации, которые для него кончаются отрицательно, и продуцирует ситуации, которые кончаются для него положительно.

2.Любознателен (задаёт много вопросов, часто пытается ответить на них сам или найти ответ на них с помощью взрослых).

3.Способен выполнять задания, поставленные взрослыми.

4.Обладает развитой волей, произвольностью поведения.

5.Умеет поддерживать внимание.

6.Трудолюбив. Что достигается через:

 а)самообслуживание

б)труд для других.

7.Самостоятелен.

8.Обладает чувством ответственности.

 

8.Вывод:

-Если родители в семье создали все условия для воспитания данных черт характера, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок, как будущий школьник , к 6,5-7 годам будет «психологически готов» как к поступлению в школу так и к успешному обучению в ней.

Все перечисленные черты характера формируются  при непосредственном влиянии общения ребёнка со взрослыми.

Нужно всегда помнить , что :

Основа основ сложного процесса воспитания ребёнка - простое подражание родителям.

9. Рефлексия для родителей:

  -Что Вы уяснили для себя полезного?

  -Будете ли Вы менять условия для воспитания своего ребёнка, учитывая приобретённые знания?

  -Что Вы считаете лишним и ненужным при воспитании «психологической готовности» к школе?

10.Вручение ПАМЯТКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ».

                  Использованная литература:

1.Материал курса «Психологические особенности детей младшего школьного возраста». Е.Е.Кравцова. Москва.  Педагогический Университет «Первое сентября» 2005г.