Материалы для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Хаймина Лариса Николаевна
Книги в жизни детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_chitat_detyam_knigi.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Какое значение имеют книги в развитии детей»

   Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

   Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой и всем, что его окружает.

  Читать нужно вместе с ребенком. Надо брать книгу, садится рядом и читать. Когда часто книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать, где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения,  у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. И его словарный запас расширяется, развивается воображение.
  Психологи говорят, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать и родной язык,  и развивает фантазию.
  Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает. Плохо, когда детей заставляют читать в раннем детстве, ожидают от них  больших успехов, это может отбить охоту к чтению.

«Зачем читать детям книги?»

   Дети очень любят, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
  Чтобы ребенок рос психически и психологически здоровым, ему необходимо здоровое,  полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. А совместное чтение дает такую возможность.

«Удовлетворение потребности детей в безопасности»

   Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование именно комфортного ощущения мира.
  Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним интересные  для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны.
  Формирование ценностей
  Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые проживают герои книг, дети  учатся понимать, что такое дружба и предательство, сочувствие, долг, добро и зло.  

   Дети через книги воспринимают различные модели поведения (как дружить, как решать конфликты как добиваться цели), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко ил даже  напугало. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Психологи уверены, что чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать,  как показатель благополучной семьи. В таких семьях отсутствует семейная  дисгармония и  низкий уровень насилия.

«Зачем учить стихи?»

   Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Большинство родителей и педагогов знают, что важно учить стихи, ведь это наиболее действенный способ развития детей. Ведь заучивание стихов расширяет кругозор маленького человека, учит восприятию поэзии, и способствует формированию культуры,  и  улучшает речь . А самое главное –заучивание развивает память.
   Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. Они способствуют развитию памяти, а значит, и в целом улучшают обучаемость ребенка. Хорошая память пригодится малышам в школе, чтобы лучше усваивать материал. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.
    В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и  учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Пушкина и Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Лет с 4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки  лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе это  будет сильно утомлять ребенка.
    С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Если  несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит весь текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы  не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

    Большинство детей любят  утренники и различные праздники, которые проходят в детских садах. На таких мероприятиях всегда принято читать стихи и почти всем  детям это нравится. Хотя не все малыши могут выступать перед публикой, так как очень стеснительны.  Учить стихотворение лучше заранее, тогда малыш хорошо его запомнит и, возможно, станет увереннее в себе и смелее. К тому же, подготовка к празднику – отличный стимул, для того чтобы выучить стихотворение, если ребенок раньше этого не делал.
  Как учить стихи?
 Если ребенок не хочет учить стихи, заставлять и настаивать, конечно же, не следует. Вообще не нужно относиться к заучиванию стихотворения как к сложной и серьезной работе. Предложите малышу приготовить стихотворный сюрприз для кого то из родных. Расскажите ему, как они обрадуются и удивятся новому стишку. Перед новогодним утренником расскажите, что все дети будут рассказывать новогодние стихотворения Деду морозу. Прочитайте ребенку стихотворение несколько раз подряд, при этом не требуйте от малыша, чтобы он сидел и внимательно слушал вас – наоборот, пусть он играет или рисует. Потом попросите малыша повторять за вами. Лучше всего учить стихи в виде игры. Небольшие четверостишия могут стать волшебным словом  или паролем для входа в замок или подземелье. Можно поиграть в концерт, с ребенком в роли главного артиста. Многие дети любят, когда их фотографируют и снимают на камеру - предложите малышу снять фильм о том, как он рассказывает стих. Это не только развлечет ребенка, но и поможет ему понять свои ошибки – например, если малыш читает стих слишком тихо.
   

«Что такое сказка в  жизни ребенка»


  Что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему (сказкатерапия).
  Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.  Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. 
  Что даёт сказка?
  Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, смелость и трусость. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. 

  Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
  Сказка учит ребенка сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества,  сравнивать, сопоставлять. Также она корректирует  внимание, память, мышление, воображение.   Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, то жизнь была бы скучна   Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».
  Как читать сказку?
  Для чтения сказок следует подбирать «правильное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии. Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить о прочитанном. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
  Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.
  После сказки можно провести беседу и обсудить поступки героев , попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
  Уважаемые родители, помните, сказки для ребенка — совершенно необходимый этап в развитии, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности, разнообразии жизненных ситуаций.  Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...