Мастер-класс для родителей: "Развитие мелкой моторики"
материал (младшая группа)

Ландина Ирина Владимировна

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию   мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевое развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motorika.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики»

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»,

 – писал В. А. Сухомлинский

Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Поэтому целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевое развитие ребенка. И все это напрямую готовит ребёнка к успешному обучению в школе.

В настоящее время проблема речевого развития детей дошкольного возраста становиться все более актуальной, ведь с каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушениями речи.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.

О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В головном мозге человека, центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отделы мозга отвечающие за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающие за речь. Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика рук, как правило, он умеет рассуждать логически правильно, у него хорошо развита память, внимание, связная речь.

Развивать тонкую моторику руки можно в домашних условиях и в транспорте, на прогулке, в песочнице.

Мы можем помочь в этом ребенку. Мамам и папам важно знать, что чем раньше они начнут занятия, тем полезнее занятия.

Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей!!!

- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!


Вот простые рекомендации для развития мелкой моторики, которые помогут организовать обучающую игру: 

1. начинать от простого, переходить к более сложному

2. всегда что-то интересное (малыш будет с удовольствием заниматься, если будет знать, что мама приготовила для него новую игру. Например заведите традицию заниматься после ужина, или после прогулки.

3. вовлекайте в повседневные заботы: застегивание пуговиц, липучек, завязывание шнурков, открывание замков на ящиках, давайте мыло в ручки, пальчиками брать из тарелки нарезанные кусочки еды, далее самостоятельное держание ложки, карандаша, чистка мандаринов, включать выключать свет и т.д)

4. специальные занятия: конструктор, пластилин или тесто, мозаика, крупы и бобовые, и любое детское творчество

5. 
Пальчиковые игры (сорока- белобока и т.д.)

Развитие мелкой моторики важно в любом возрасте, особенно в дошкольном. Поэтому если родитель знает несколько упражнений для развития моторики, он по мере взросления ребенка будет усложнять их, придумывать новые и совершенствовать уже известные ему игры.

1. 
Составление контуров предметов – например, обводим что-то карандашом. Потом выкладываем контур палочками (можно даже на улице), потом палочки становятся меньше (например, счетные палочки) 

2. 
Вырезание из бумаги какой-либо фигуры. Вырезание достаточно сложное занятие для малышей до 2 лет. Но все равно попробуйте, сначала вырезайте сами, потом дайте попробовать малышу - они такие повторюшки в этом возрасте. Безусловно, речь идет о безопасных детских ножницах. Фигуры должны быть тоже разные от простого к сложному (от треугольника к елке, затем к более сложным предметам). Мальчикам будет интересно вырезать машинки, девочкам мордочку котенка и т.д. Можно вырезать уже нарисованный на бумаге предмет, а можно предложить малышу пофантазировать и вырезать, как ему нравиться. Самое интересное вырезать, а мама, например, угадает что это!!!

3. 
Нанизывание пуговиц, крупных бусинок,  деталей с дырочками на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой. 

4. 
Сортировка бакалеи - отличный вариант, не требующий дополнительных капиталовложений: сортируем бобы, фасоль, горох и также крупы (пшена, гречки, риса). Добавляем немного фантазии - например, готовим ужин для голубей и воробьев, голуби едят гречку, воробьи - рис. На вечернюю прогулку идем кормить птичек

5. 
Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. Для этого можно из фетра сшить ежа, к которому на пуговицах, кнопках, липучка и т.д. держаться яблочки, грибы и листики.

6.
 Доставание бусинок или камушков ложкой из стакана. Можно еще воду подкрасить пищевым красителем - полный восторг!!

7. 
Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин, гвоздиков мозаики) в узкий цилиндр или мелкое отверстие в банке. Как узкий цилиндр можно использовать футляр от градусника. Отверстие можно сделать в любой крышке (например пластикового стакана от сметаны)

8.
Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок (если у вас мальчик, это задание может не вызвать интереса, используйте хитрость - "маме нужна помощь, справишься с этим"?)

9. 
Пришивание пуговиц и сшивание различных по фактуре материалов различными видами швов. Очень наглядно, если нитка будет контрастного цвета по отношению к ткани. 

10.
Стирание ластиком нарисованных предметов. Да, да - это тоже развивает мелкую моторику и усидчивость.

11.
Капание из пипетки. Очень интересное занятие насыпать пищевую соду в плоскую емкость типа противня. Растворить в отдельном сосуде пищевой краситель с лимонной кислотой. Когда вы капаете на соду, получается характерный шипящий звук гашения соды, после чего на белоснежной поверхности можно обнаружить цветное пятно. При использовании нескольких цветов можно неплохо пощекотать воображение. Такое рисование вызывает просто неуемный восторг. Также хорошо капание из пипетки в узкое горлышко бутылки

12.
Надевание и снимание колечка на пальчики (массаж пальцев)

13.
Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок

14.
Прикрепление бельевых прищепок. Это упражнение годится даже для самых-самых малышей. Можно из картона вырезать ежа и цеплять ему прищепки вместо иголок " смотри, ежик потерял иголки, давай поможем ему их найти. Солнышко из картона (аналогичная история про лучики). И натянутая горизонтальная бельевая веревка тоже очень полезное и интересное занятие 

15. Копаемся в «сухом бассейне» с горохом, фасолью, манкой (в пластиковых ведрах или тазиках). Занятие очень интересное для малышей. В фасоль и горох можно прятать более крупные предметы. В манку - даже бусинки. О пользе манки в развитии мелкой моторики можно создать отдельную тему.

16. Сжимание и разжимание эспандера.

19.
Мячи-ежики (с шипами из любых материалов)
20.
Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

21. 
Составление цепочки из цветной бумаги 
Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: "Изготовление шнуровок"( для развития мелкой моторики)

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. И...

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

Мастер-класс для родителей на тему: "Мелкая моторика в нервно-психическом развитии ребенка"

Знакомство родителей с различными способами укрепления мускулатуры рук ребенка...

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....

мастер класс для детей и родителей мелкая моторика рук

Мастер класс для детей и родителей мелкая моторика рук...

Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторики детей.

Знакомство родителей с понятием "мелкая моторика", приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития....