Как улучшить речь
консультация (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_uluchshit_rech.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УЛУЧШИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка. И ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и воспитателей (специалистов) приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Задача родителей:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это чаще всего связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребёнок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Успеваемость тормозится невозможностью вовремя и отчётливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживается нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в классе возникает смех, передразнивание, жалобы). В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.  

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребёнка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение формируются с прямым участием речи.

Поэтому необходимо использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Одним из таких средств является развивающий массаж. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Простейший метод, который может использовать в своей практике каждый родитель – массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно – образное мышление необходимо массажные движения сопровождать стихотворными текстами.

Родители, находясь рядом с ребёнком, всё время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, если это возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребёнка, тем глубже его мышление.

Очень важно научить ребёнка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребёнку, бывает много непонятных ему слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение непонятно ребёнку. Поэтому, если ребёнок спрашивает, что обозначает то или иное слово или выражение, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

Очень важно научить ребёнка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем пальчики – улучшаем речь.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...

«Как самостоятельно улучшить речь своего ребенка».

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша. Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша......

Развиваем пальчики улучшаем речь.

Влияние мелкой моторики на речь детей....

Развиваем пальчики - улучшаем речь

Решающее значение играет мелкая моторика для речевой функции?......

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь» Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дош...

Мастер класс «Развиваем пальчики - улучшаем речь»

Мастер-класс для детей и их родителей«Развиваем пальчики - улучшаем речь»на тему «Гостинцы для лесного жителя»Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и спосо...