Консультация для родителей по музыкальному воспитанию
консультация (старшая группа)

Ажгиревич Маргарита  Валерьевна

Консультация по музыке на каждый месяц для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области

Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39 «Ромашка»

Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей.

Автор-составитель: Ажгиревич М.В.

 музыкальный руководитель

г.Видное 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Учимся слушать музыку дома (Сентябрь)

2.С музыкой по жизни.  (Октябрь)

3.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. (Ноябрь)

4.Музыка – первое слово (Декабрь)

5.Домашний оркестр (Январь))

6.Домашний театр (Февраль)

7.Музыкотерапия как эффективный способ здоровьесбережения детей (Март)

8. Все дети талантливы от рождения (Апрель)

9.Звуки, которые нас окружают (Май)

          Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей или не знают, как это сделать правильно. Моя задача, как педагога подсказать родителям, дать знания о значении музыки в воспитании и развитии детей. Во время проведения консультаций, родители получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Ненавязчиво даю советы, как лучше устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учить музыке. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Проводимая работа позволила создать серию консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей. В результате чего повысилась активность родителей в вопросах музыкального воспитания, интерес к тому, каковы успехи ребенка, к совместной деятельности по музыкальному воспитанию.

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию (Сентябрь)

«Учимся слушать музыку дома»

 1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

  2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

 3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

  4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

  5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

   6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

 7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит.

 Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

  8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Консультация для родителей по теме:                                  (Октябрь)

«С музыкой по жизни»

 Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в образовательном учреждении, а именно: Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность); · Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

  Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультация для родителей по теме                  (Ноябрь)

«Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет, решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно театрализованная деятельность является важнейшим средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

      В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

   Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

                               

Консультация для родителей         (Декабрь)

«Музыка – первое слово»

   Музыкальные звуки — очень нужны для развития грудных детей. Музыка может исцелять, и это нам может наглядно доказать, достаточно часто используемая звукотерапия.

Музыка может вызывать бурю эмоций, одни из них могут повысить жизненный тонус, а другие — помочь успокоится и расслабиться.

Учеными уже установлено, что правильно подобранная музыка способна благоприятно влиять на мозг человека и его нервную систему. А работа клеток головного мозга вообще основана на передаче импульсов всему организму, которые передаются частенько с помощью акустических сигналов.

В большинстве случаев дети лучше всего воспринимают высокие частоты, так как они благоприятно воздействуют на человека. Именно поэтому для того чтобы привлечь внимание ребенка, мать инстинктивно повышает голос, общаясь со своим малышом.

Изначально, только благодаря высоким частотам, ребенок начинает воспринимать окружающие его звуки, голоса родителей и определенное звучание музыки.

Можно без сомнения сказать, что человеческий голос самый уникальный музыкальный инструмент. С первых дней после рождения для малыша предпочтительно подбирать произведения, которые исполняются с помощью минимального количества инструментов.

Лучше всего такому маленькому ребенку начинать слушать музыку, звучащую в основном в верхних октавах. Недаром старинные детские и колыбельные песенки старались исполнять высоким голосом под тихую спокойную музыку.

Вы должны знать, что даже если у Вас нет голоса и слуха, Вашему ребенку просто необходимо слышать, как вы поете.

Слыша Ваш голос, младенец достаточно быстро расслабляется и начинает чувствовать себя более уверенно, комфортно и спокойно, что очень благоприятно отражается на его сне и поведении.

Когда Вы вечером укладываете ребенка спать, можно постоянно использовать различные повторяющиеся мелодии, которые необходимо подобрать таким образом, чтобы они влияли успокоительно и имели расслабляющее воздействие на Вашего малыша.

Выбранная музыка должна быть тихой, так как слух ребенка значительно острее слуха взрослого человека.

Консультация для родителей                                     (Январь)

«Домашний оркестр»

Музыкальное  воспитание  детей  нужно  начинать  с  элементарной

музыкальной  импровизации,  доступной  каждому.  Чтобы  импровизировать,

не  надо  ничего  специально  знать  и  уметь.  Шумовые  инструменты  по

простоте  и  доступности  –  самое  привлекательное,  что  есть  для  маленьких

детей в музыке. 

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими,

поэтому  ими  хорошо  дополнять  негромкое  детское  пение.  Играть  на

шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться

на  прикосновение  располагают  и  привлекают  детей  к  игре,  а  через  неё  и  к

простейшей  импровизации.  Поэтому  я  предлагаю  использовать  в  работе  с

детьми  самодельные  инструменты,  изготавливая  их  вместе,  как  игрушки,

которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются

звуки.  Игра  на  самодельных  инструментах  позволяет  знакомить  детей  с

историей  возникновения  музыкальных  инструментов,  развивает

музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие

самоутверждению  личности:  самостоятельности  и  свободы  творческого

мышления,  ассоциативного  воображения,  способствует  воспитанию

лидерских  качеств  личности  ребёнка  на  основе  самоорганизации  и

самоконтроля. 

Мы  часто  не  замечаем,  что  каждый  предмет  может  иметь  совершенно

неожиданное  предназначение.  Нужно  лишь  немного  пофантазировать  и

захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем

каждый день дома. 

   Музыкальное воспитание детей нужно начинать с элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому. Чтобы импровизировать, не надо ничего специально знать и уметь. Шумовые инструменты по простоте и доступности – самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими, поэтому ими хорошо дополнять негромкое детское пение. Играть на шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться на прикосновение располагают и привлекают детей к игре, а через неё и к простейшей импровизации. Поэтому я предлагаю использовать в работе с детьми самодельные инструменты, изготавливая их вместе, как игрушки, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игра на самодельных инструментах позволяет знакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, развивает музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, способствует воспитанию лидерских качеств личности ребёнка на основе самоорганизации и самоконтроля.

Мы часто не замечаем, что каждый предмет может иметь совершенно неожиданное предназначение. Нужно лишь немного пофантазировать и захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем каждый день дома.

Такие предметы, как ненужные баночки из-под йогурта, ведёрки из-под майонеза, коробки, контейнеры от киндер-сюрпризов и многие другие предметы станут полезными для творческой деятельности в создании шумовых музыкальных инструментов.

Ребёнок, сам изготавливая шумовые инструменты, и радуясь сделанному своими руками, будет более творчески мыслить. Само экспериментирование с звучащими предметами, сделанными самостоятельно, различного рода звукоподражания влияют на познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, развивают его музыкальные способности.

Погремушки и шуршалки, деревянные линейки, барабаны, трещотки и бубенцы, сделанные из различного рода подсобных материалов, развлекая, создают у ребёнка желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.

В процессе создания музыкальных инструментов дети приобретут конструкторские и изобретательские навыки, у них сформируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, навыки, опыт сверстникам. В итоге комплексное, всестороннее развитие детей происходит через радость самостоятельной трудовой, художественной и музыкальной деятельности.

 Погремушки.

Берутся любые пластиковые баночки из-под йогуртов, соков и др. В баночку насыпается высушенный шуршаший или гремящий материал-рисовые, гречневые зёрна, горох, бусины по выбору. Баночку закрыть крышкой. Наклеить на баночку аппликацию из самоклеющейся плёнки или плёнки для пасхальных яиц. Звучание инструмента проверяется путём встряхивания. Экспериментально определяется необходимое количество риса в баночке для оптимального звучания и желаемого тембра. Таким же способом можно использовать контейнеры от киндер-сюрпризов. В качестве ручки можно приспособить скобы от штор для ванной комнаты. Если собрать несколько контейнеров и подвесить их на палочке, то получится более звучная погремушка. Также предлагаю сделать погремушку из баночки с монпансье. Технология выполнения такая же, только для скрепления двух половинок нужно использовать изоленту любого цвета. Из обычных спичечных коробков с насыпанным внутрь рисом без особого труда можно сделать погремушку для музицирования, ритмического аккомпанирования пению.

 Звенелки.

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». Другой способ заключается в том, что скорлупки грецких орехов нанизываются на проволоку и подвешиваются на кольцо или расчёску. В качестве звенелки можно использовать ключи. Отличная звенелка может получиться из «музыки ветра», разделённая на отдельные трубочки.

Стучалки.

Самый простой ударный инструмент получается из двух деревянных палочек, которыми можно ударять друг о друга. А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, получится подобие ксилофона. Бухгалтерские счёты также являются прекрасным шумовым инструментом. Обычные канцелярские деревянные линейки могут послужить прообразом трещотки. Самый простой барабан можно сделать из пластиковой банки из-под сметаны, а палочки для барабана из пробок и деревянных шампур. Более сложный вариант барабана получится, если разрезать у двух пластиковых банок дно, вставить друг в друга и скрепить при помощи скотча. Оформляется такой барабан цветной бумагой, цветной изолентой или любым другим способом. 

Шуршалки.                                                                            

Шуршалки издают более тихий звук. Шуршать можно целлофаном, газетой. Если потереть друг о друга 2 шишки, то получится таинственное шуршание. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

   Практическое освоение самодельных инструментов.      

Предлагаю активно использовать изготовленные инструменты, озвучивая стихотворения, сказки, рассказы.

                                               Ночь.

Поздней ночью двери пели

Песню долгую скрипели               (трещотка)

Подпевали половицы –

«Нам не спится, нам не спится!»  (деревянные палочки)

Ставни чёрные дрожали

И окошки дребезжали                     (бубенцы)

И, забравшись в уголок,

Печке песню пел сверчок.               (металлические трубочки)

                                  «Курочка Ряба»

Жили были дед и баба,

И была у них курочка Ряба:

«Кудах – тах, тах, кудах – тах.тах!     (скорлупа грецких орехов)

Снесла курочка яичко,

Не простое, а золотое.                          (бубенцы)

Дед бил, бил – не разбил.                     (деревянные палочки)

Баба била, била – не разбила               (ритм учащается)

Мышка бежала, хвостиком махнула,  (погремушка-стаканчик или шуршалка)

Яичко упало и разбилось.                      (металлические трубочки)

Плачет дед, плачет баба,                        (пуговицы)

А курочка кудахчет:

«Кудах –тах, тах, кудах-тах,тах!»         (скорлупа грецких орехов)

«Не плачь, дед, не плачь, баба -             (погремушка из спичечных коробков)

Я снесу вам новое яичко, не золотое,    (бубенцы)

А простое.                                                 (деревянные палочки)

Консультация для родителей                        (Февраль)

«Домашний театр»

 Театрализованные игры и их разновидности.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

Расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию, мимику, пантомиму.

Режиссерские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки – персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент неожиданности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева – это, зеленая ткань или бумага на столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации и тогда всем станет интересно.

Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф.

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно, всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

 Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) т.д. ребенок надевает на себя. Создавать же образ он должен рядом с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйтесь с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему по которой все сразу узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли.

Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как и в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ход действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Кибальчиш», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, т.е. водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят.

Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек.   Импровизация  разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

        Консультация для родителей        (Март)

«Музыкотерапия как эффективный способ

здоровьесбережения детей»

   

Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, – одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий – интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.

Консультация для родителей        (Апрель)

«Все дети талантливы от рождения»

 

Светлый Ангел во сне к маме вдруг прилетел,

 До рассвета слова нашептать ей успел,

 Что «талант – это нежный, волшебный цветок.

 Постепенно раскроет листок, лепесток.

 Он в душе у ребенка прекрасно цветет,

 Тихо звездного часа – открытия – ждет,

 Пусть мечтает ребенок и пусть он творит.

 Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант. Но у каждого талант свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками. Наверняка будет хороший автомеханик. Главное, разобраться и развить именно тот талант, который есть у ребенка.

 Часто родители принуждают своих детей заниматься тем, что нравится им самим. Как правило, редко из этого выходит что-то хорошее. Трудно заниматься тем, к чему не лежит душа, а маленькому человеку тем более. Иногда ребенок очень старательно, в угоду родителям занимается не любимым делом. Он с большой неохотой идет в танцевальный кружок, где у него ничего не получается, только ради того, чтобы не огорчить маму. А если бы мама по внимательнее присмотрелась, она заметила бы, с каким удовольствием малыш поет песни. Может быть это его талант?

 Таланты бывают разные. Кто-то быстро бегает, кто-то хорошо считает. Задача взрослых, особенно родителей, разглядеть эту искорку и не дать ей потухнуть. Помочь малышу развить именно свой талант, не в угоду кому-либо, а ради себя самого. Только так ребенок может вырасти счастливым и благополучным.

 Талантливые дети – это будущее России, активное, творческое, деятельное поколение, способное создавать, а не разрушать. Какие же задачи стоят перед современным педагогом в решении этой проблемы?

Задача 1 – «Найти».

 Как же «узнать», найти, выявить ребенка талантливого, одаренного? На мой взгляд, талантливый ребенок всегда отличается высокой познавательной и творческой активностью, часто  нестандартностью и глубиной мышления, стремлением к поиску новых путей, стремлением к самовыражению, к творческой и поисковой деятельности, а также высоким темпом развития.

Задача 2 – «Создание условий для личностного (интеллектуального, творческого) роста».

 Педагог должен индивидуально для каждого одаренного ребенка выстроить своеобразную систему движения вперед, «систему точек роста». Эта работа напоминает работу ювелира – огранку самородка. Нужно приучать ребенка к ежедневной, кропотливой работе над собой. Ничего не дается сразу и ничего не приходит само собой – закон жизни. Ребенок должен это понять. Например, интеллектуальная деятельность – поисковая, исследовательская предполагает постановку целей и задач, составление плана, методичную работу по сбору, систематизации, обобщению материала, наблюдение. Спорт – каждодневные тренировки, и так с любой другой сферой деятельности талантливого ребенка. Но это все невозможно, конечно, без особой атмосферы творчества – когда ребенок чувствует себя заметным, когда ощущает, что он может достичь большего, когда его деятельность вызывает одобрение учителя, уважение одноклассников. Без поддержки родителей также не обойтись. Поэтому школа и родители должны действовать совместно на благо ребенка.

Задача 3 – «Явить миру»

 Талантливый ребенок должен быть заметным.  Дети нуждаются в ситуации успеха, в доле соревновательности, возможности «показать себя» на всех уровнях. Это всевозможные олимпиады, конференции, конкурсы районного, областного, российского масштаба, которые должны проходить на постоянной основе. Должны быть охвачены талантливые дети всех возрастных групп. Одаренный ребенок из села должен в равной степени, как и ребенок из города, иметь возможность проявить себя. Возможно создание творческих интернет-сообществ для одаренных детей (общение, обмен опытом, всевозможные конкурсы).

Задача 4 – «Всеобщая поддержка, тесная связь»

 В трудную и кропотливую работу по развитию одаренных детей должно включиться все общество – в первую очередь, вузы, учреждения культуры, общественные организации и т.д. Что это дает? Возможность научных публикаций, льготные условия при поступлении в выбранное учебное заведение в будущем (вербовка кадров), выступление творческих коллективов на каких-либо крупных, масштабных мероприятиях, материальная поддержка, поощрение детей.

Вовремя увидеть, не потерять, провести в течение всего периода становления, дать толчок к самовыражению, дать возможность самореализации – вот задача современной школы.

Советы родителям

Следуйте им в обращении с ребенком, который открывает себя:

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в

отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и

одаренности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети

весьма чувствительны ко лжи, а к

одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень

развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее

эффективным путем к пониманию.

4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут

выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком

одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Консультация для родителей.                                             (Май)

«Звуки, которые нас окружают»

Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (а вернее он живёт в нём ещё до рождения).

В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и нам следует помочь ребёнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.

Ребёнок не только слышит разные звуки, он различает их. Обычно малыши очень рано что-то мурлычут, напевают. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом.

Очень важно для развития слуха научить ребёнка слышать звуки природы. Прислушайтесь с малышом к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поёт птичка, шуршит листва и т. д.

Интересно предложить послушать запись голосов птиц, сначала тех, которые детям знакомы, затем новые голоса.

Вот такое постепенное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать его понимание того, что музыкальные звуки — это нечто близкое к нему, связанное с его окружением, с природой.

Музыкальное  воспитание  детей  нужно  начинать  с  элементарной

музыкальной  импровизации,  доступной  каждому.  Чтобы  импровизировать,

не  надо  ничего  специально  знать  и  уметь.  Шумовые  инструменты  по

простоте  и  доступности  –  самое  привлекательное,  что  есть  для  маленьких

детей в музыке. 

Шумовые инструменты являются аккомпанирующими, а не мелодическими,

поэтому  ими  хорошо  дополнять  негромкое  детское  пение.  Играть  на

шумовых инструментах легко и просто, их способность быстро откликаться

на  прикосновение  располагают  и  привлекают  детей  к  игре,  а  через  неё  и  к

простейшей  импровизации.  Поэтому  я  предлагаю  использовать  в  работе  с

детьми  самодельные  инструменты,  изготавливая  их  вместе,  как  игрушки,

которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются

звуки.  Игра  на  самодельных  инструментах  позволяет  знакомить  детей  с

историей  возникновения  музыкальных  инструментов,  развивает

музыкальный слух, ритмический слух, формирует качества, способствующие

самоутверждению  личности:  самостоятельности  и  свободы  творческого

мышления,  ассоциативного  воображения,  способствует  воспитанию

лидерских  качеств  личности  ребёнка  на  основе  самоорганизации  и

самоконтроля. 

Мы  часто  не  замечаем,  что  каждый  предмет  может  иметь  совершенно

неожиданное  предназначение.  Нужно  лишь  немного  пофантазировать  и

захотеть дать новую жизнь простым вещам, с которыми мы взаимодействуем

каждый день дома. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию "Музыка и экологическое воспитание"

Консультационный материал по музыкальному воспитанию.Представляет интерес для родителей дошкольников, воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Воспитание ребенка средствами музыки»

laquo;Воспитание ребенка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого ...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка"

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение  музыкально-дида...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей "Что такое музыкальность?"

Материал предназначен для родителей детей младшего дрошкольного возраста. Даются советы по раннему развитию у детей музыкальных способностей....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию Тема: «Музыкальная терапия»

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия., которая способствует общему оздоровлению, улучшению самочуствия и строится на подборе мелодий и звуков....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств  развития  коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Как поддержать у ребёнка интерес к музыкальному образованию

Консультация для родителей  по музыкальному воспитанию в  семье: Как поддержать у ребёнка интерес к музыкальному образованию...