Работа с родителями старшей разновозрастной группы "Совята" МБДОУ детского сада № 9 с. Тюльпаны 2019-2020 год
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шевченко Мария Ивановна

В данной разработке представлены материал для работы с родителями: беседы, памятки, наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx22.2 КБ
Файл igra_kak_sredstvo_vospit.docx18.46 КБ
Файл samostoyaelnost.docx17.97 КБ
Файл semya.docx21.13 КБ
Файл femp.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Формы работы

Тема

Цель

                                              Сентябрь

Консультации, рекомендации

  •  Консультация для родителей «Правила поведения детей на улице и в транспорте».
  • Консультация «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка».

- Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

 - Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка.

родителей.

Наглядная информация

  • Уголок для родителей: режим дня, сетка занятий.
  • Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице».

- Подготовить родительский уголок для ознакомления с режимом работы группы.

- Повышение педагогической культуры родителей.

6. Перспективный план работы с родителями детей старшей группы на 2019-2020 учебный год

Октябрь

Консультации, рекомендации

  • Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

- Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Наглядная информация

  • Памятка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
  • Буклет «Грамотный пешеход».

- Привлечение внимания родителей к проблемам в воспитании.

- Уточнять и дополнять представления родителей о безопасности на дорогах села.

Ноябрь

Консультации, рекомендации

  • Консультация: «Самостоятельность ребенка. Ее границы».

- Повышение педагогической культуры родителей.

Наглядная информация

  •  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».
  • Памятка «Правила пожарной безопасности».

- Познакомить родителей с программными задачами по математике, что должен знать ребёнок до школы.

- Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Декабрь

Консультации, рекомендации

  • Консультация «Безопасный Новый год».

  • Консультация «Готовим руку дошкольника к письму».

- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных условий пребывания детей дома, на новогодних мероприятиях.

- Побеседовать с родителями о готовности ребёнка к школе

Совместная работа с родителями

  • Выставка «Мастерская Деда Мороза».

- Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ..

Январь

Консультации, рекомендации

  • Консультация «Как развивать память у детей?».

- Активизация педагогических умений родителей.

Наглядная информация

  • Памятка: «Как научить ребенка дружить».

- Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба».

Беседы

  • Беседа «Обучение запоминанию».

- Распространение педагогического опыта по обучению детей заучиванию стихов.

Февраль

Наглядная информация

  •      Советы родителям: «Изобразительная деятельность детей», «Рисуем вместе», «С помощью чего можно рисовать?».

- Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования, приобщать родителей к совместному творческому процессу с детьми.

Беседы

  • Беседа «Общение со сверстниками».

- Развитие воспитательного потенциала семьи.

Совместная работа с родителями

  • Родительское собрание

«Развитие речи старших дошкольников».

- Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, об эффективных приёмах.

Март

Консультации, рекомендации

  • Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

- Осветить родителям требования  программы   по изодеятельности.

Наглядная информация

  • Оформление родительского уголка на весеннюю тему:

 « Весна - красна».

 «8 Марта»

- Привлечение внимания родителей к новой информации в уголке.

 

Апрель

Консультации, рекомендации

  • Консультация «Безопасность детей в ваших руках».

- Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасного поведения в быту.

Беседы

  • Какие нужны детям знания о Космосе.

- Активизация включенности родителей в интересы детей.

Май

Наглядная информация

  • Оформление стенда «День Победы».

- Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.

Совместная работа с родителями

  • Итоговое родительское собрание: "Вот и стали мы на год взрослей".

- Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за год.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игра, как средство воспитания дошкольников

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети  осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.        



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Самостоятельность ребёнка. Её границы»

Я  сама  помыла   ручки

И  сама  надену  брючки.

Уложила  в койку  мишку

И  на лбу  набила   шишку.

Утром  я   поела  кашку

И  сама  помыла  чашку.

Можно  я  сложу  игрушки

И  пойду  играть  к  подружке?

     Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь?  Может ли ребенок быть самостоятельным?  

     Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.  

      Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.

     Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

  Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.

   Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.

   Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

 Самостоятельность обеспечивает:

 Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

   Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором.

   Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует  на первых порах давать им конкретные  задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство  ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность .

   Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый  постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

 3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

 5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

 6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

 7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

 8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

 9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

 10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.



Предварительный просмотр:

«Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет...

 «Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения…

Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. “Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития”.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”.

Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика.

Данные, которые получили исследователи при экспериментальном исследовании, свидетельствуют о том, что в семье с одновозрастными родителями функцию основной опеки и контроля занимает мать.

Она более авторитарна в отношениях с ребенком, причем симбиотически авторитарна. Во взаимодействиях с ребенком она демонстрирует опеку через подавление, она действует и исходит из собственных потребностей и представлений о том, что лучше для ребенка, тем самым подавляет его волю и потребности. Отец занимает более отстраненную, но, как и мать, авторитарную позицию и не является лидером в данном типе семьи. Ребенок вынужден активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность. Данная ситуация гиперопеки и подавления провоцирует демонстрацию ребенком позиций потребителя. В ситуациях частых напряжений между родителями и ребенком формируется активный тип личности ребенка.

Ребенок из разновозрастной семьи склонен принимать во взаимодействиях функции “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора” и “субъекта - “объекта потребности”. Исследователи предполагают, что такие изменения в позиции ребенка определяются более сложной организацией межличностных отношений между разновозрастными родителями.

Ребенок в такой семье находится между двумя конкурирующими позициями, и, как следствие формируется функция “субъекта – оценщика”, “субъекта - координатора”. Основным условием формирования таких функций является рассогласование позиций отца и матери.

В разновозрастных семьях наблюдается определенное смещение в структуре детско-родительских отношений. Мужчины часто по отношению к жене занимают позицию “муж-отец”, а жена по отношению к мужу – “жена-ребенок”. Данная диспозиция ролей является самодостаточной. Ребенку же сложно включится в данную семью, его позиция “ребенка” уже занята. Тогда ему приходиться бороться за свою значимость в семье, за свою функцию объекта потребления этой социальной системой.

Данные исследования подтверждают факт, что в семье с разновозрастными родителями позиции матери и ребенка близки друг к другу: они соратники, партнеры. Разновозрастные отцы выполняют функцию социальной защиты, они опекают и контролируют как собственного ребенка, так и жену. Отец в такой семье более авторитарный и опекающий. Эти условия позволяют занять в семье ребенку позицию оценщика или координатора, что вообще является наиболее характерной ролью для старших и опытных субъектов в организации деятельности.

Таким образом, дети разновозрастных родителей по сравнению с детьми моновозрастных родителей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека.

Семью создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

При формировании элементарных математических представлений у детей, мы ставим перед собой целью – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Чтобы достичь вышеупомянутой цели, мы решаем следующие задачи:

• Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

• Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

• Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• Формирование простейших графических умений и навыков

• Формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. именно дидактическая игра - это специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую (обучающую) задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Именно дидактические игры стимулируют познавательную активность детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к самому учебному материалу. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы: во-первых, при выполнении игровых действий возникала необходимость в практическом применении счёта и логики; во-вторых, содержание игры и действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами.

Упражняют детей в прямом и обратном счете, закрепляют порядок следования чисел натурального ряда, представления о соответствии между количеством, числом и цифрой, развивают внимание, реакцию, эмоционально-волевую сферу, активизируют умственную деятельность.

  1. Игра « Путаница». Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание. Ход игры. В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда ребенок закрывает глаза, цифры меняют местами. Ребенок  находит эти изменения и возвращает цифры на свои места.
  2. Игра « Какой цифры не стало?» Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.Ход игры. В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
  3. Игра « Которой игрушки не стало». Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память. Ход игры. Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игры путешествия во времени.

Уточняют и закрепляют временные понятия, развивают коммуникативные навыки детей. Особенно дети любят игры с мячом «Утро, день, вечер, ночь»«Лови, бросай, дни недели называй»«Что за чем?»«Круглый год». Поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток, месяцев и т. д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому ребенку или взрослому для продолжения.

Игры на развитие пространственных представлений детей.

«Путешествие»«Кто первым отыщет игрушку?»«Мастерская ковров».

По просьбе сказочного героя, ребенку  нужно найти игрушку в комнате по словесной инструкции. «От стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т. д. ". ребенок выполняет задание, находит игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме ребенок  должен определить, где находится спрятанный предмет.

В игре «Мастерская ковров» ребенок сам создает свой оригинальный узор из геометрических фигур, затем рассказывает про него. «Красный круг в центре, в правом верхнем углу – зеленый треугольник, в правом нижнем – голубой и т. д»

Игры с геометрическими фигурами.

Способствуют развитию сенсорного восприятия, расширению представлений о геометрических фигурах и формах.

  1.  Игра «Чудесный мешочек»  хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.
  2. Игра «Кто больше увидит?»  На доске или столе в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Ребенок рассматривает и запоминает их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Ребенку  предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на столе.
  3.  Игра «Найди предмет такой же формы» У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д. Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.
  4. Игра «Посмотри вокруг»  помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра может проводиться в виде соревнования, а также на прогулке или по дороге в детский сад.
  5. Игра «Геометрическая мозаика»  предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу.

Надо сказать, что дидактические игры для ФЭМП тесно связаны, дополняют друг друга. И для развития логического мышления  мы рекомендуем использовать  игры – головоломки. Они развивают у детей:  пространственное воображение, комбинаторные способности, смекалку, находчивость, логическое мышление, воображение, сообразительность, наблюдательность. 

Игра «Колумбово яйцо», Овал размером 15Х12 см разрезают, как показано на фото.http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-291383-1424924097.jpg

В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, одинаково окрашенный с обеих сторон. 

 Правилапри составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Суть игры - головоломки заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтовhttp://www.puzzles.com/Puzzleplayground/TheEggOfColumbus/TheEggOfColumbusSol.gif

Развитие познавательных способностей и интереса дошкольников – один из важнейших вопросов развития ребенка дошкольного возраста. Нашим детям интересно узнавать что-то новое, им интересна новая деятельность, думаю, они всегда будут стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на их умственном развитии и развитии в целом. Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с  вами уважаемые родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по работе с родителями в группе младшего дошкольного возраста (4 – 5лет) 2019 – 2020 учебный год

Информационный стенд для родителей:«Особенности возраста и организации жизни детей средней группы» Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет.Воспитатели...

План работы с родителями старшей разновозрастной группы "Совята" МБДОУ детского сада № 9 с. Тюльпаны 2019-2020 год

Работа с родителями старшей разновозрастной группы "Совята" МБДОУ детского сада № 9 с. Тюльпаны 2019-2020 год...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 на 2019 – 2020 учебный год

ГОДОВОЙ  ПЛАН  РАБОТЫМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5на 2019 – 2020 учебный год...

План работы МДОУ "ДС N48" по предупреждению детского дорожного-травматизма на 2019-2020 учебный год

План работы МДОУ "ДС N48" по предупреждению детского дорожного-травматизма на 2019-2020 учебный год...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.

С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....

Рабочая программа воспитателей старшей логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 17» на 2019-2020 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана для старшей логопедической группы и обеспечивает разностороннее развитие детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образова...