Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО.
статья (старшая группа)

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                             В. А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva._vystuplenie_igra.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО.

Ребенок, как и любое живое существо с рождения сталкивается с непрерывно изменяющимся миром. Чтобы существовать в этом мире долго и успешно, нужно понимать, что произойдёт в следующую минуту. А поняв это, предпринять действия, которые приведут к нужной цели. Ребёнок учится достигать цели постепенно. Для этого он овладевает различными навыками. Сначала сидеть, ходить, говорить, читать и так далее. Те навыки, которые приобретаются, подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Чем сложнее навыки, тем более сложные алгоритмы они в себе содержат. Гораздо легче овладевать конкретными навыками, зная некоторые общие принципы. Общими принципами для всех навыков являются базовые алгоритмы, из которых строятся схемы, а также методы построения алгоритмов и их свойства. Например, известный факт, что, освоив один иностранный язык, другой осваивать уже намного проще. Теперь можно ответить на многие вопросы, связанные с алгоритмическим мышлением. Иногда психологи называют его алгоритмический стиль мышления. Что такое алгоритмическое мышление? Алгоритмическое мышление можно понимать, как систему мыслительных приёмов направленных на решение задач. Тут есть две стороны понимания. Первая, определить чужой алгоритм. Вторая, построить свой. Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понимать, как оно устроено и только после этого можно встраивать свой алгоритм. Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила утреннего туалета, одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улиц и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, уборке комнат, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания. Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами. 

Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. 

В большом толковом психологическом словаре под алгоритмом понимается метод, необходимый для решения конкретной проблемы, который обязательно приведет к решению. 

В психолого-педагогическом словаре алгоритм определяется через систему операций, применяемых по строго определенным правилам, приводящих к решению задач данного типа. 

По мнению Д.Э. Кнута алгоритм – конечный набор правил, устанавливающий последовательность операций для решения конкретного множества задач. 

По мнению А.А. Столяра, интуитивно под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач. Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует: 

  • упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия; 
  • совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий;
  • освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. 

Умение формулировать, записывать, проверять алгоритмы, а также точно исполнять их составляют важнейший компонент математической культуры личности. 

Анализ различных определений алгоритма позволил выделить компоненты алгоритмических умений: 

  • постановка задачи, выделение проблемы; 
  • определение исходной ситуации, исходных данных; 
  • установление последовательности действий, шагов по ее выполнению; 
  • достижение требуемого результата путем выполнения установленной последовательности действий. 

Следовательно, в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников необходимо научить их: 

  • выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; 
  • определять исходные данные и конечный результат; 
  • разбивать сложные действия на элементарные составляющие; 
  • представлять эти действия в виде строгой последовательности; 
  • планировать свои действия; 
  • строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата; 
  • рефлексии, контролю своих действий; 
  • коррекции; 
  • выражать свои действия адекватными языковыми средствами. 

Таким образом, следует формировать представления о последовательности действий, знакомить детей с понятиями: «правила», «алгоритм». Формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания и т.п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и т.д.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов. Формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, кулинарные рецепты и тр.) формировать умения работать с алгоритмами и составлять их самостоятельно; формировать умения решать логические задачи с помощью алгоритмов. 

В целях повышения результативности формирования алгоритмических умений в дошкольном образовательном учреждении предполагается организация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть направлена на понимание детьми алгоритмизации. 

Целенаправленная работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться с 5-го года жизни и включать три этапа:

на первом (средняя группа) идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

на втором этапе (старшая группа) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

на третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических  умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие  у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производится постепенная интеграция игровой и учебной деятельности.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе педагоги способствуют развитию алгоритмических способностей  детей.

Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?», «КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?». И многие другие применяется на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.  Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию детей: « НАЙДИ ПОХОЖУЮ ФИГУРУ», « РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ» «ХУДОЖНИК»,  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала, предлагается детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

В работе используется множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как « НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР», « СЛОЖИ КВАДРАТ» , « КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО», «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ», «ЧУДЕСНЫЙ  МЕШОЧЕК», « КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Использование дидактических игр в педагогическом процессе способствует развитию памяти, внимания, мышления. Поэтому педагогам ДОУ необходимо реализовать  в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

Проходя путь « от простого к сложному», выстраивая  алгоритм действий в процессе игр педагог помогает расширить и закрепить знания.  При использовании дидактических игр занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме,

это дает заряд положительных эмоций, доставляет детям радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовольствие, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивает интерес к познанию окружающего мира, что является залогом успешного обучения в школе. Обучая и развивая детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Литература

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,Просвещение, 1990

3.Нищева Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных   математических представлений и речи дошкольников. - СПб. : Детство-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как инструмент развития ребенка.

         Игра является непременным условием для развития как малышей, так и дошкольников. Она способствует улучшению их когнитивного (способности к восприятию и перераб...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...

Статья. Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка....

«Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО».

laquo;Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО». Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра соз...

Консультация для родителей на тему: «Значимость игры во всестороннем развитии ребенка в соответствии с ФГОС» ( младшая группа)

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...

Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО

laquo;Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО». Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра соз...