"Игра, как средство воспитания ребенка"
консультация (подготовительная группа)

Подлесных Ксения Евгеньевна

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Игра, как средство воспитания ребенка", направленная на расширение знаний о значении игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_vospitaniya_konsultatsiya.doc444 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2001 дошкольный отделение «Улыбка» по адресу: Булатниковский пр-д, 14А

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

        Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

     Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

        Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.

      Для решения поставленных целей и задач на занятиях используют следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные; 

в) – ролевые; 

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

   Каждый вид игры выполняет определённые функции.

        1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности дошкольника с ЗПР. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.

        2.  В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к обучению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.

        3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога  режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

        4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

        5. Для детей с ЗПР конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.

        Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности.

        Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности.

        Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

                        Наиболее важные функции игры:

        1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

        2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.

        3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

        4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

        5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.

        6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

        7 – Релаксационная функция  заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.

        Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

         Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес  к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида  деятельности на другой, активизировать их  деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игры, ориентированный на обучение.

        В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста – интеллектуальными.

        Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики (теории и методики обучения). Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду игры по учебным предметам – математические, исторические, географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические».

        Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания  детьми с ЗПР.

         Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

        1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.

        2). Иметь познавательное значение.

        3). Активизировать общественную деятельность детей.

        4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

        5). Создавать условия для детского творчества.

        6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

       При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если это подвижные игры), выполнить которые нелегко.

        Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

        Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

        Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.

        Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»).

        Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и другие предметы.

         Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению и  дополнительных знаний по учебным предметам (биология, география). Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известных людей, картин художников и т.д.), которое потом,  компонуется в блоки и одевается в «интересную форму».

       Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.

        Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

        Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

        Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

        Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

        Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.

        Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры как средство воспитания ребенка

В статье изложена информация о значении игры в развитии ребенка и отмечена важная роль родителей в совместных играх с детьми....

Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"

Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....

Консультация "Игра - ведущее средство воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей ребенка дошкольника"

Консультация "Игра - ведущее средство воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей ребенка дошкольника"...

Консультация для родителей «Игра, как средство воспитания ребенка.»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, чере...