Главные вкладки

    Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Александрова Инна Вячеславовна

    Тренинг «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначен для родителей детей подготовительных к школе групп. Тренинг рассчитан на 3 встречи. Первая   встреча  проводятся для родителей, последующие 2 встречи - совместны с родителями и детьми.

     Условно программа тренинга разбита на 2 блока. Первый блок направлен на осознание родителями своей воспитательной стратегии, формированию эффективных способов общения с детьми и повышение грамотности родителей в области психологии детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Второй блок направлен на гармонизацию отношений между родителями и детьми, формированию эффективных способов взаимодействия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_1.docx21.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

    Тренинг «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначен для родителей детей подготовительных к школе групп. Тренинг рассчитан на 3 встречи. Первая   встреча  проводятся для родителей, последующие 2 встречи - совместны с родителями и детьми.

     Условно программа тренинга разбита на 2 блока. Первый блок направлен на осознание родителями своей воспитательной стратегии, формированию эффективных способов общения с детьми и повышение грамотности родителей в области психологии детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Второй блок направлен на гармонизацию отношений между родителями и детьми, формированию эффективных способов взаимодействия.

     

    Ход занятия:

    Психолог: Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня мы начинаем серию занятий для родителей будущих первоклассников. Уже сейчас вы задумываетесь над многими вопросами – в какую школу отдать своего ребенка? Достаточно ли он развит, чтобы справляться со школьными нагрузками и усваивать обучающий материал? Сможет ли он легко и просто влиться в новый коллектив и найти себе друзей?  Понравится ли ему учиться?  Эти и многие вопросы волнуют родителей на пороге школы. В течение наших занятий мы попытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы.

    Целью данного тренинга является профилактика дисгармоничных отношений в семье и формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе подготовки детей к обучению в школе.

    1. Эти тренинги помогут осознать свои неэффективные способы общения и взаимодействия с детьми, а также научиться новым  эффективным способам общения;
    2.  Поступление в школу ребенка всегда вызывают  тревогу и переживания. Наши тренинги  помогут вам правильно   отреагировать на эти переживания;
    3. Снять эмоциональное и психологическое напряжение;
    4. Познакомить с основными понятиями,  такие как  «адаптация к обучению в школе», «Психологическая готовность к школе», «Кризис 7 лет»;
    5. Профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях.

    Упражнение №1 «Мяч»

    Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе.

    Материал: мячик.

    Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имя и не начнут быстро передавать мяч.

    Упражнение №2. Правила тренинга

    А теперь настало время обсудить правила тренинга

    Позвольте вам их пояснить:

    - Правило «Здесь и сейчас»: все, что происходит, все что сказано на тренинге остается между участниками и не выноситься за эти стены нашего зала.

    - Правило открытости: все участники тренинга должны быть искренни в своих высказываниях.

    - Правило активности: каждый участник тренинга должен быть активным.

    - Правило взаимоуважения: все участники уважают мнение других, мнение любого участника не обсуждается.

    - Правило «Стоп». Каждый участник имеет право отказаться от участия в задании без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп».

    Анализ упражнения:

     1.  В какой степени предложенные правила ясны участникам?

     2.  Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительными?

     3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

     

    Упражнение №3 «Ассоциации»

    Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе и создать соответствующей обстановки и настроя.

    Материалы: ватман, маркер, мяч.

     Психолог предлагает участникам тренинга назвать первые ассоциации на слово «школа». Участники быстро передают друг другу мяч и называют свои ассоциации. Ведущий в этот момент фиксирует их на доске. Игра заканчивается, когда темп выполнения задания замедлился, или участники стали повторяться. Ведущий обращает внимание на доску и предлагает участникам проанализировать собранный материал.

    Обсуждение: сколько негативных высказываний и сколько позитивных.

    Упражнение №4. Мозговой штурм

    Цель: активизировать мыслительную деятельность участников тренинга, обратиться к их опыту.

     Материал: мяч, ватман, маркер

    Психолог: Придя в школу жизнь ребенка меняется. Как вы думаете, что изменяется в его жизни? С чем новым приходится сталкиваться первокласснику? Ответы родителей фиксируются на ватмане. При необходимости психолог добавляет ключевые моменты (прежде всего трудно приходится гиперактивным детям (им сложно находиться в одном положении), меняется режим дня, требования взрослых, возрастает доля самостоятельности и ответственности, возникает необходимость выстраивать новые социальные связи с одноклассниками и учителями и т.д.)

    Психолог: Как мы видим, ребенок сталкивается с серьезными изменениями жизни. Ему приходится приспосабливаться, то есть адаптироваться, к новым условиям жизни. Этот процесс может протекать легко, а может и достаточно болезненно, в силу ряда причин (отсутствие навыка коммуникации, ребенок не был морально подготовлен к изменениям и т.д.)

     Психолог: по каким проявлениям (эмоциональным, физиологическим и т.д.) родитель может догадаться, что ребенок тяжело переживает период адаптации?

    Упражнение №5. «Неформальное общение».

    Для выполнения следующего упражнения мы снова делимся на "родителей" и "детей". «Дети» выходят за дверь и каждый придумывает себе проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка, объясняя такое поведение занятостью, усталостью. В течение некоторого времени идет ролевое проигрывание ситуаций. После этого "родители" и "дети" меняются ролями. Но теперь «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку.

    Данное упражнение ярко продемонстрировало нам то, какими бывают отношения между детьми и родителями: формальные отношения, как правило, они закрыты, равнодушны и неискренни; неформальные отношения - открытые, эмпатийные, искренние.

    В конце упражнения все участники делятся своими чувствами и эмоциями.

    Упражнение №7

    Цель: активизация адаптивных процессов у участников тренинга.

    Материал: шарфики по числу участников.

    Психолог: В жизни маленького одноклассника на первый взгляд все остается попрежнему, но его жизнь претерпевает качественные изменения. Я предлагаю вам соприкоснуться с внутренним ощущением ребенка. Для этого посмотрите на нашу комнату, в которой мы занимаемся. Она вам хорошо знакома, мы не первый раз встречаемся здесь. А теперь, пожалуйста, завяжите глаза и поисследуйте комнату закрытыми глазами в течение пяти минут. Интересно, что изменится? В течение 5 минут участники тренинга ходят по комнате с завязанными глазами. Психолог страхует участников только в крайнем случае. Очень хорошо, если родители будут натыкаться друг на друга, на различные предметы. Если кто-то из участников снимет повязку с глаз, попросить его выполнить упражнение до конца, а в период обсуждения поинтересоваться, что заставило его снять повязку. Обсуждаются чувства и эмоции участников, что изменилось, как они стали воспринимать так хорошо знакомое пространство, когда перестали его видеть и т.д.

    При обсуждении психолог подчеркивает, что ребенок сталкивается с похожими ощущениями в период адаптации.

    Упражнение 10. «Заключение»

    Уважаемые родители! Скоро настанет тот торжественный и волнующий день, когда Ваш ребенок станет первоклассником. Что уготовила школьная жизнь для ребенка? Как пройдет этот Важный этап становления личности? Конечно, Вы волнуетесь - это нормально и естественно. Только помните что, ваша тревога не должна стать основой формирования школьной тревожность Вашего чада. Пускай первоклассник идет в школу с уверенностью в том, что у него все получится, что он все сможет, ведь ему еще многому придется научиться, и конечно же вы ему во всем станете первым помощником! Родители, будьте готовы к неудачам ребенка, это грустно, обидно, но это не должно становиться поводом для ссоры. Помните, что любая сложная ситуация - это повод для того, чтобы сблизиться со своим ребенком, оказать ему поддержку!

    Рефлексия на выходе

     - Чем полезна именно для вас данная встреча?

     - Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

     - Ваши пожелания, что бы вы хотели на следующей нашей встрече.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

    Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

    Буклет для родителей "Мой ребенок - будущий первоклассник!"

    Данный буклет предназначен для родителей подготовительной группы и служит пямяткой о "Психологической готовности к школе". Раздается на первом заседании клуба "Первоклассных родителей"...

    Консультация для родителей: «Ваш ребенок будущий первоклассник»

    Консультация проведенная для родителей воспитанников, на тему:  «Ваш ребенок будущий первоклассник»...

    Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник"

    Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит родителям  не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенц...

    Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

    Программа тренинга «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на 7 встреч продолжительностью 1-...

    Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

    Целью данной методической разработки является знакомство родителей будущих первоклассников с понятием "готовноть ребёнка к школе". Представляет интерес для воспитателей и педагогов-психолого...

    Консультация для родителей: «Ваш ребенок будущий первоклассник»

       Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.     Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режи...