ребусы -это интересно
консультация (подготовительная группа)

Бурляева Любовь Петровна
.Родители мечтают, чтобы у ребенка в жизни все складывалось удачно. Но нужно не мечтать, а действовать. Все знают, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого человека. У детей еще нет стереотипов, комплексов, дети видят мир в истинном свете. Именно поэтому важно приучать ребенка самостоятельно мыслить, создавать логические цепочки, искать выход, и самое главное находить его. Лучшего способа научить ребенка логически мыслить и видеть суть вопроса, чем разгадки ребусов для начинающих, и быть не может! Дети любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие. И что особенно важно - эта работа побуждает ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии и интеллектуальной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ребус это интересно!»

Подготовила Бурляева Л.П.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии детей, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. И если вы с ребёнком ещё никогда не отгадывали ребусов – пора начинать!

Дети любят разгадывать ребусы, любят их составлять и получают от этого большое удовольствие. И что особенно важно - эта работа побуждает ребенка учиться думать, дает пищу для фантазии и интеллектуальной активности.

      Слово "ребус" латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов, изданный в этой стране в 1582 году, был составлен Этьеном Табуро. За время, прошедшее с тех пор, техника составления ребусных задач обогатилась множеством разнообразных приёмов.

    Разгадывание ребуса - это целая наука, и мы постигаем её в подготовительной группе. Начинать работу над ребусами можно только тогда, когда дети усвоили термины: звук, буква, слово. Научились выделять начальный и конечный звук в слове, анализировать короткие слова, познакомились с первыми буквами, научились их сливать в слоги. Чтобы научиться разгадывать, а тем более самим составлять ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют. Для того чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает .Самое главное правило: ребус читается слева направо, как и любое обычное слово. Реже – сверху вниз. И надо помнить, что предмет, изображённый в ребусе, может иметь несколько названий. Мы включаем в ребусы не только картинки и буквы, но и цифры.

     Затем мы переходим к новому правилу: «Перевёрнутые картинки». Здесь для нас, взрослых, всё очень просто. Слово читается наоборот. А вот для детей это целая наука. Ведь мы отгадываем ребус устно. То есть нужно хорошо представлять звуковой состав слова, чтобы сказать его с конца.

     А затем уже известный приём. Добавляем к картинке буквы и слоги. Знак стрелки или равенства используется в том случае, когда один звук нужно заменить на другой. Например, выражение «Ж=Л» говорит о том, что звук «Ж» в слове изменяется на «Л».

 Но существуют ребусы, в которых слова надо читать не полностью. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия надо отбросить первый звук. И дальше по количеству запятых, мы отбрасываем звуки. Если перед словом стоят две запятые, то надо соответственно отбросить 2 звука. А если запятые нарисованы справа от рисунка, то отбрасываем последние звуки.

     Когда ребёнок усвоил основные правила разгадывания, освоился, необходимо постепенно увеличивать сложность заданий, сочетать картинки со словами, использовать по несколько правил. Следующий вид ребусов один из самых сложных для дошкольников. Здесь нет картинок, а есть буквы, от расположения которых напрямую зависит отгадка ребуса. Буквы могут быть расположены одна в другой, рядом или на поверхности друг друга. В этом случае нужно использовать предлоги, соединяя буквы в слова. Причём в ребусах всё происходит так же, как и в обычной жизни с обычными предметами. Мы можем сказать так: «В коробке мячик». А можем и по-другому: «Мячик в коробке». Например, мы рассуждаем так: в букве О написаны буквы ЛК. в О написано ЛК. в О - ЛК. Получилось слово «ВОЛК»! То есть постепенно мы убираем лишние слова. А здесь мы поступаем так: в букве А написана Ив А -

получилось слово «ВАИ». А разве есть такое слово? Нет. Значит надо рассуждать по-другому.  Получилось слово «ИВА»! Иногда над или под картинкой можно увидеть цифры. По правилам ребуса, каждая цифра обозначает номер буквы в слове. Подставляя буквы в указанном цифрами порядке, можно получить новое слово. Ребус должен иметь решение, причем, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. И ещё одна немаловажная деталь для решения детских ребусов: не забывайте, что Ваши дети ещё не ходят в школу и не знают орфографических правил. Поэтому, выбирая ребус для ребёнка, будьте внимательны к выбору ребуса: не берите такие картинки и ответы, в которых получается слово по написанию не такое, как мы говорим.

  Криптарифмы это математические (числовые) ребусы, применяются только тогда, когда ребенок уже хорошо знает написание некоторых слов, цифры, умеет считать. Их используют для развития логического мышления у дошкольников. Основой математического ребуса служат обычные арифметические действия. Часть или все цифры могут быть заменены на звёздочки, точки или другие символы, каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9.  В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить головоломку – означает восстановить первоначальный вид математического выражения.

 Существует несколько разновидностей математических ребусов:

  • - буквенный: каждой буквой шифруется одна определенная цифра. Если в задании одна и та же буква используется несколько раз, значит и зашифрованная цифра повторяется такое же количество раз.
  • - математический буквенный ребус: при разгадывании получается какое-то слово или фраза.

С помощью криптарифм можно в игровой форме научить детей считать, решать задачи и логически мыслить.

В зависимости от возраста и уровня развития ребусы становятся сложнее и замысловатее. Разгадывать их можно в любом возрасте .Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для детей - правила разгадывания и виды ребусов

Ребус – это загадка в виде рисунка с буквами или знаками, которые и помогают понять суть задания и ответ. Дети во время игры лучше воспринимают информацию, поэтому ребусы часто приходят на помощь роди...

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Познавательное развитие. Новое и интересно о давно знакомых продуктах.Дети "телепортируются в лабораторию" и узнают много интересного о мороженом.

Познавательное развитие.Тема: Новое и интересное о давно знакомых продуктах. Мороженое.Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное  развитие", "Рече...

"Интересные ребусы"

Ребусы используются для развития речи и активизации мыслительной деятельности, закрепления навыков звукового анализа, подготовка к обучению чтению. ...

Детские ребусы. Что такое ребус и для чего он нужен?

Дошкольное детство – это период интеллектуального  развития всех  психических  процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность  ознакомления с окружающей действительность...