Значение игры в жизни дошкольника
консультация

А.С.макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое  у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятелья происходит, прежде всего, в игре..."В жизни ребёнка игра занимает одно из ведущих мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в жизни дошкольника.

Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы невольно удивились. Будь это даже очень богатый человек, все равно изумились бы и решили, что у него не все в порядке со здоровьем. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше серьезных оснований встревожиться. Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра — то же самое, что работа для взрослых людей. И то и другое в равной мере плодотворны.

Ошибочно думать, будто игра — только способ занять детей, чтобы они не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Кроме того, игра становится неотъемлемой частью их жизни, потому что более или менее постоянно позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. Наконец, игра дает даже возможность научиться тому, как надо учиться. Короче, и умственные, и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его обычная психическая реакция — все это глубоко обусловлено характером игры.

Есть тут и другой аспект, заслуживающий внимания. Причины, которые побуждают ребенка играть, — это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. Из этого «сырья» мы и создаем обычно наше самое главное богатство, а именно наши интересы. Жизнь, полная радостей, тем и отличается от пустого, бессмысленного, расточительного существования, что она заполнена множеством разнообразных интересов. Для обывателя, у которого нет никаких увлечений или любимой работы, дни текут бесцветно и монотонно. Человек, имеющий живой интерес к чему-либо, переживает и радостное возбуждение, и полноту удовлетворения от достижения цели, и роскошь спокойствия и отдохновения, потому что увлечения уравновешивают его амбиции и облагораживают труды. Короче, наши интересы стоят гораздо больше тех денег, что лежат у нас в банке. Они более реально воплощают в себе богатство, благодаря которому становится значительным каждый прожитый нами день. Одна из основных обязанностей родителей в том и заключается, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность детей.

Дети должны радоваться своим играм, и мы стараемся предоставлять им для этого помещение, игрушки и, разумеется, самих себя. Место для игры может быть выбрано практически где угодно — тут все годится. Это не означает, конечно, что нужно превращать гостиную в гимнастический зал или столярную мастерскую. Есть ведь и такие игры, в которые можно играть действительно повсюду. Пока дети растут, детскую лучше обставлять как место для игры, нежели как спальню. Поскольку многие игры вносят беспорядок, было бы разумно использовать в детской комнате мебель, которая требует минимум ухода. Играть и веселиться с успехом можно в любой комнате нашего дома, более того — все это даже украсит ее. Предметы, которые мы даем детям для забавы, по существу играют гораздо менее важную роль, чем сам факт, что мы разрешаем, вернее, побуждаем детей играть с ними. В наши дни существует невероятное разнообразие игрушек. И вот тут-то, к сожалению, и кроется причина, почему мы перестаем следить за тем, как развивается изобретательность и фантазия детей, с помощью которых они сами придумывают себе забавы. Я вовсе не хочу советовать вам перестать покупать игрушки. Несмотря на некоторые статьи, осторожно намекающие, будто обилие игрушек рассеивает внимание ребенка, поговорка «чем больше, тем лучше» здесь по-прежнему остается в силе, хотя надо стараться не переступать границы хорошего вкуса. Так или иначе, важно, чтобы ребенок ИГРАЛ со своими игрушками. Только обладать ими недостаточно. Вот почему нередко бывает гораздо важнее предоставить ребенку место для игры, нежели саму игрушку.

С кем играть — этот вопрос имеет еще большее значение, чем где и с чем. Тесная компания друзей — самое прекрасное, что мы можем подарить нашему ребенку. Вообще такая компания обычно складывается сама собой, без каких-либо особых усилий с нашей стороны, и все, что нам остается сделать, — поскорее удалиться и не мешать ребенку развлекаться. Но если по каким-то причинам он оказывается в одиночестве, мы можем помочь, определив его в детский сад или же почаще приглашая в наш дом детей своих приятелей и знакомых. Это не означает, что ребенок непременно должен иметь партнеров во всех своих играх. Просто нужны и товарищи, и умение играть одному, без них. Обычно ребенок без труда осваивает это. А если же нет, значит, мы настолько избаловали его, что он еще целиком зависит от нас.

Перед нами, родителями, также стоит другая важная задача — руководить играми наших детей и направлять их. Умная мать тотчас почувствует, когда лучше самой поиграть с ребенком, а когда занять его игрушкой или отправить к друзьям. Она всегда следит и за содержанием игр, что ведут дети. Ясно также, что необходимо обратить внимание на то, насколько активен ваш ребенок в общих играх. Пассивное созерцание телевизора долгими часами может быть в чем-то и полезно, но оно ограничивает возможности детей думать и на чем-то сосредоточиться. Позволять же им такие бурные игры, после которых они падают от усталости, становятся раздражительными и даже заболевают, тоже безрассудство. Разумный подход и здесь, как всегда, лежит между двумя крайностями. Играя с детьми, мы помогаем им раскрыть и развить свои природные способности. В то же время наше поведение во время игры поможет им усваивать общепринятые правила взаимоотношений между людьми и заставить уважать их. Наконец, участвуя в играх вместе с ребенком, мы укрепляем в нем уверенность, что любим его и заботимся о нем.

В совместных играх, однако, не следует переходить границы. Не стоит уподобляться персонажу карикатуры, на которой изображен отец, целиком завладевший игрушечной железной дорогой и не позволяющий детям притрагиваться к ней. Не нужно также чересчур увлекаться игрой и показывать детям свое превосходство.

   «Азбука для родителей»      

 Алан  Фромм      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение игры в жизни дошкольника»

Консультация для родителей...

Значение игры в жизни дошкольника

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Значение игры в жизни дошкольников

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому....

Значение игры в жизни дошкольников младшей группы.

Игра занимает в жизни ребёнка особое место. В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на...

Значение игры в жизни дошкольников

Играть мы любим очень:Вы знаете, друзья!Без игр прожить ребенкуНикак, никак нельзя!Игра - что может быть значимее и интереснее для ребенка?...

Развивающее значение игры в жизни дошкольника

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения....

Значение игры в жизни дошкольников»

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связан...