Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности."
консультация (младшая группа)

Вострокнутова Ольга Михайловна

Цель: Познакомить родителей с тем, в какие игры можно играть с ребенком для развития речи. Способствовать установлению доверительных отношений с родителями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_vusalysmr.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

второй младшей группы.

Выполнила: Воспитатель

Вострокнутова Ольга Михайловна

2016г

Тема: Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности.

Цель: Познакомить родителей с тем, в какие игры можно играть с ребенком для развития речи. Способствовать установлению доверительных отношений с родителями

   Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь.

   Психолог Н. И. Жинкин считает что «речь- это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

   Проблема многих детей младшего возраста-это недостаточно развитая речь. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное психологическое развитие детей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны .

   Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

   Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка.  Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в  игре.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.

Но основным видом деятельности дошкольников является игра. Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Большую часть игр лучше основывать на окружающей детей действительности: природа, люди, труд. Находясь на прогулке, разговаривайте с ребёнком и обращайте внимание на все, что нас окружает деревья, цветы, насекомых, погоду. Учите различать дерево, куст, траву, цветы. Рассматривайте насекомых, птиц, животных. Рассказывайте, как они выглядят, спрашиваю, кто, как двигается (бегает, летает, прыгает, какую окраску имеют, где живут, чем питаются, какие звуки произносят.)

В начале игры необходимо заинтересовать детей далее идёт объяснение, а затем идёт выполнение необходимых действий детьми.

 Сейчас я бы хотела показать,как можно поиграть в дидактические игры.

Кирочка, сейчас мы с тобой поиграем в интересную игру. ( показываю картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответ ребёнка) Щенок лает тихо (ребёнок повторяет звукосочетание 3-4 раза). ( показываю картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответ ребёнка) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко) (Ответ ребенка) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответ ребёнка) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо) Как котенок мяукал?

Аналогично ребёнок отгадывает, кто живет в других домиках и повторяет звукосочетания по нескольку раз. Умница. Посмотри кто к нам пришёл. Это  Буратино — путешественник. Он путешествовал по многим детским садам. Сейчас Буратино расскажет о своих путешествиях, а ты должна постараться отгадать, где, в каких комнатах детского сада он побывал и когда  (зимой, летом, утром или вечером)  это было.

Зашел Буратино в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются ...;

расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают, надевают, застегивают ...;

зевают, потягиваются, расстилают, заправляют, успокаиваются, отдыхают, спят...,

пляшут, поют, слушают, приглашают, притопывают, кружатся, кланяются...;

маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают, строятся ... .

Был Буратино в детском саду, когда дети:

приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу   ...   (когда   это  бывает?);

раскладывают, раздают, обедают, благодарят ...;

одеваются, прощаются, уходят ... ;

купаются, загорают, собирают ягоды, ходят босиком ... ;

ездят на лыжах, лепят снежную бабу, катаются на санках, мерзнут ... . Молодец, Кирочка! Вот как мы с тобой весело поиграли! Как ты много знаешь!

Лариса Валерьевна  ,Я закончила консультацию. Сейчас я бы хотела дать вам памятку,в которой указаны игры в которые вы также можете поиграть дома. Если у вас есть ко мне какие-то вопросы,то задавайте.

Дидактические игры по развитию речи.

1. "Магазин игрушек"

Рассавьте на столе игрушки. Пригласите ребёнка побывать в волшебном магазине игрушек. В этом магазине, чтобы купить игрушку о ней надо рассказать, но показывать на неё нельзя. Если ребёнок затрудняется, предложите  ребёнку сначала побыть продавцом и покажите,как нужно описать игрушку, чтобы её купить.

2."Большой-маленький"

Предложите  ребёнку не много поиграть. Назовите ребёнку любое слово, например, чашка. И попросите назвать этот же предмет, только маленький. Если ребёнок затрудняется, то подскажите ему, что это чашечка. Затем называете новое слово. Игра продолжается несколько раз.

3. "Назови, что вокруг нас"

Предложите ребёнку поиграть в игру. Нужно назвать то, что вокруг нас зелёного цвета. Если ребёнок затрудняется, то устройте эту игру в виде соревнования. Например, сначала вы называете  предмет зелёного цвета, затем ребёнок. После предложите  ребёнку назвать предметы жёлтого,красного цвета.


4."Исправь ошибки"

 Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Список литературы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/02/23/razvitie-rechi
  2. https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-mladshaya-gruppa-1029474.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Значение игровой деятельности в развитии речи дошкольников...

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольн...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Речь - это важный элемент человеческой деятельности. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве....

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...