Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Консультация   для родителей

"Детское  экспериментирование  в           детском саду и дома"

                                               Воспитатель МКДОУ д/с№1 «Дюймовочка»  

                                                                                                   Бибаева Л.В.        

Цель: Сформировать представления у родителей об экспериментальной деятельности детей  старшего дошкольного возраста и ее значении,

заинтересовать родителей экспериментированием в домашних условиях.

Задачи:

Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.

Подготовка:

- Оформить буклеты для каждого родителя «Эксперименты с детьми в домашних условиях»

-Подготовить презентацию «Экспериментируем вместе с детьми»

Оборудование. Ноутбук, проектор, буклеты; материалы для опытов.

Ход    консультации:

.Здравствуйте, уважаемые родители,  я  рада приветствовать вас.  Я бы хотела открыть  нашу  встречу  такими словами: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Речь сегодня пойдет о детском экспериментировании. Что бы понять что же это такое, мы с вами поставим себя на место вашего ребенка и окунемся в мир детства.

-Дети выходят гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Баночка из под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка баночка отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.

Что делает ребенок? Балуется? Отнюдь нет. Он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Цель экспериментальной деятельности:

Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

  • мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
  • воображение (что происходит с льдинкой в помещении? полетит ли перышко, если на него подуть?)
  • внимание и память (запомню – дома расскажу маме); речь;
  • мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи

Дети учатся анализировать ситуацию, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся непосредственно образовательные дела, проводятся с детьми различные опыты и эксперименты.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее раствориться: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла .Кухня-это место где экспериментировать одно удовольствие- подсластили чай, капнули масло в воду, окунули яйцо в воду . многое другое…

Взрослый должен поддержать интерес ребенка, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

И в этом должны помогать и вы родители:

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

1.Во-первых, самому быть любопытным.

2.Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

3.В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

4.В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

5.В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

. Практическая часть.

Сейчас хочу провести с вами опыты, которые можно провести совместно с  детьми  дома.

.

1 опыт: «Кто быстрее».

        Обратите внимание на баночки, которые стоят на столах (одна пустая, другая с водой). Вам необходимо с помощью трубочек, закрывая пальцем входное отверстие, переместит воду из одной банки в другую. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустой банке. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустую банку. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одной банки в другую. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке. Выполняют все участники команд.

        Как вы думаете, как и чем можно поднять металлические предметы со дна стакана, не намочив при этом рук?

        Да, верно, с помощью магнита. Предлагаю вам, используя магниты выполнить задание. Отлично. Вы замечательно выполнили это задание.

         Дома можно предложить детям поиграть в настольную игру «Поймай рыбку» или «Рыбалка». Необходимо  рассказать,  как  в  нее  играть, каковы правила  и  объяснить, почему  рыбки  «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» рыбку удочкой – магнитом.

3 опыт: «Волчок»

        А теперь давайте, проведём опыт и посмотрим, почему яйца раскручиваются с разной скоростью (вареные и сырые яйца) .

        На столе лежат куриные яйца, сырые и вареные. Предлагаю, не разбивая, определить, где какое. Подсказываю, что яйца нужно вращать на столе.

        Почему же вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться. Дети и взрослые вращают каждое яйцо.

        Вот вы и определили где какое яйцо. Сейчас вареные яйца можно убрать на тарелочки, а с сырыми проделаем следующий опыт.

4 опыт: «Ловкий пловец».

        Вам понадобится стакан с водой и сырое куриное яйцо. Поместите яйцо в воду и посмотрите, что получится. Яйцо опустится на дно стакана. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.  

        А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и  растворите там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если вы налили слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите  подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность) .

 5 опыт:    "Что растворяется, а что нет".

. В результате такой развивающей игры малыш узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.

Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.

Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.

 7  опыт:   «Вулкан»

Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!

8 опыт: Секретное письмо. ( домашние задание) родители выполняют дома с ребенком.

Сделать такое письмо можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь) или прогладив утюгом.

2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Уважаемые родители!

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект консультации для родителей старшей группы "Ссоры и драки в детском саду"

Причины ссор и дракОсобенности возраста:Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность;Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;Ведущая функция воображение.Поведенче...

Консультация для родителей старшей группы «Ссоры и драки в детском саду»

Причины ссор и дракОсобенности возраста:Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность;Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;Ведущая функция воображение....

Консультация для родителей старшей группы «Ссоры и драки в детском саду»

Консультация для родителей по этике и нормам поведения....

Консультация для родителей старшей группы: "Ссоры и драки в детском саду".

Обычно детские ссоры ярко привлекают внимание взрослых, поэтому дети часто неосознанно используют их для манипуляции: "Не хочу идти в сад, меня там все обижают!", "Меня Петя все время б...

Консультация для родителей старшей группы «Ссоры и драки в детском саду»

Поведенческие проявления: яркий интерес к другим детям, к своему окружению. Ребенок способен к сотрудничеству со сверстниками, способен соблюдать правила, очередность (если, нет – учить!) Появля...

Консультация для родителей старшей группы «Ссоры и драки в детском саду»

Особенности возраста:Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность;Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра;Ведущая функция воображение....