Консультация для родителей на тему "Причины стресса у детей"
консультация

Томилина Ольга Владимировна

Данная статья дает описывает причины стресса у детей, направления работы со стрессом, а так же даны рекомендации по профилактике стресса у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины стресса у детей.

     Сначала очень кратко о самом явлении СТРЕСС,  а затем о способах совладения.

Стресс — это неспецифическая системная реакция организма на отклонение условий существования от привычных.

      Стадии стресса. Выделяют три стадии течения стресса:

1) тревога (мобилизация ресурсов, потребность организма в восстановлении, длящемся в среднем 24-48 часов, ощущение усталости)

2) сопротивление (если стрессовый фактор продолжает своё воздействие, то уровень сопротивляемости организма возрастает, признаки тревоги пропадают, ресурсы расходуются сбалансировано. В случае, когда стрессовый фактор слишком сильный или действует длительное время, наступает стадия истощения (!!))

3) истощение (организм теряет способность адаптироваться к стрессу, активация внутренних ресурсов не возможна — сил больше не остаётся, появляется слабость, ожидается поддержка извне (!!!))

            Причинами стресса у ребёнка могут быть: потеря семьи, смерть члена семьи или близкого к семье человека, развод родителей или повторный брак, смерть домашнего любимца, неожиданный или длительный отъезд кого-то из членов семьи, болезнь самого ребёнка, болезнь родителей, при которой они не могут уделять ребёнку достаточного внимания, госпитализация ребёнка, переезд, смена детского сада или школы, конфликты родителей, конфликты с детьми или воспитателями/учителями, обсуждение при ребёнке «недетских тем» (финансовые трудности семьи, например), появление в семье сестры или брата, телесные наказания, унижение личности ребёнка и т. д.

        Симптомы детского стресса. Стадии стресса у детей выражены ярче, чем у взрослых. Симптомы зависят от возраста ребёнка и подразделяются на два типа: физиологические и психофизиологические. Физиологические симптомы: частые заболевания, проблемы с пищеварением, гастрит, боли в животе, головная боль, нарушение аппетита, сбой веса,             

            Психофизиологические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс (сосание пальца, энурез), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и т. д.

       Способы преодоления стресса. Существуют техники, помогающие преодолеть стресс у детей, но фундаментом такой помощи будет являться принятие и поддержка родителей. Почему там важно участие родителей? Потому что, чаще всего, стресс возникает у малыша в ответ на новый для него опыт, и он просто не знает как совладать со своей реакцией на этот опыт, от того стрессовое событие начинает преследовать его в виде страхов во сне и в воспоминаниях.

      Вы можете продемонстрировать своё принятие, позволив ребёнку открыто выражать свои чувства. Не обесценивайте чувства ребёнка и ту ситуацию, в которую он попал («что ты ревёшь как девчонка из-за всякой ерунды?»).

1. Работа со стрессом через режим, активность и закаливание. Следует внимательно отнестись к продолжительности сна и его качеству, к тому, сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, к регулярности физической активности (занятия спортом). Полезны будут процедуры закаливания, тем более при повышенном уровне агрессивности.

2. Работа со стрессом через контакт. Обниматься желательно не менее 10 раз в день, продолжительность объятий примерно 20 секунд (объятия повышают уровень окситоцина в крови), также, по возможности, стоит отвести ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему расслаблению. Уделяйте внимание ребёнку — здесь важно качество (сосредоточенность на ребёнке, занятия, доставляющие ему радость, положительные эмоции от совместных дел), а не количество часов.

3. Работа со стрессом через рисунок. Особенно будет полезно использовать техники на ощущение границ — обвести ручку\ножку\всё тело и раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.

4. Работа со стрессом через кукольную постановку. Взяв игрушки, вы можете проиграть с ребёнком сценарий, найдя в процессе игры способ совладания со стрессовой ситуацией. Главное, чтобы в этой игре ребёнок почувствовал свою силу и поддержку близкого человека.

5. Работа со стрессом через психотерапевтическую сказку. Такие сказки можно купить в магазине или найти в интернете, а можно придумать самим. С любым персонажем (лесной зверь, принцесса, робот и т. д.) может повториться история, произошедшая с вашим малышом. В сказке герой успешно справляется с трудностями и обязательно выходит победителем.

6. Работа со стрессом с психологом индивидуально или в психокоррекционных группах. Если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь с последствиями стресса у ребёнка, обратитесь за помощью к частному психологу или к специалистам, работающим в детском саду/школе, либо в районном психологическом центре.

Помните, стресс лучше предотвратить по средством профилактики, нежели потом бороться с его последствиями!

Профилактика стрессов у детей

1. Читайте детям русские народные сказки. Баба-Яга и Кощей Бессмертный там неспроста! Посредством этих персонажей ребёнок в щадящей форме сталкивается с явлением «чёрного и белого».

2. Познакомьте ребёнка с той истиной, что чем злее человек, тем он несчастнее. Поселите в сердце ребёнка свой образ, пусть он вспоминает вас и ваши слова любви тогда, когда сталкивается с негативом. Ваша любовь, принятие и поддержка — путеводная нить ребёнка на всю жизнь.

3. Готовьте ребёнка к детскому садику, школе, переезду, первому путешествию и т. д. заранее, по средством сказок, мультфильмов, игр и т. д.

4. Научите малыша выпускать эмоции и придерживайтесь этого правила сами. Нет ничего вреднее застрявшего внутри негатива. Пусть ребёнок плачет, злится. Агрессию можно выразить конструктивно. Чувство можно нарисовать, чувство можно обыграть с игрушками, чувство можно записать и помять, порвать, растворить в воде и т. д.

5. Научите ребёнка понимать свои чувства и эмоции. Озвучивайте то, что происходит с ребёнком ("Ты сейчас злишься? Я понимаю, ты хотел..."). Сейчас в магазинах легко можно найти книги, рассказывающие как понять свои эмоции и выразить их в конструктивной форме, например книга Корнелии Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта».

6. Следите за контентом. Не смотрите криминальные новости при малыше, отслеживайте возрастную категорию мультфильмов и фильмов, устанавливайте фильтры на гаджетах.

                    Счастья вам, дорогие родители, и вашим детям!

Педагог-психолог: Томилина О.В.

image.jpg



Предварительный просмотр:

«Психологическая готовность ребенка к школе»

07.10.2019

Одним из самых необходимых компонентов готовности ребенка к школе  является психологическая готовность «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг). Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться

существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.



Предварительный просмотр:

Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ

Развитие социальной уверенности у дошкольников с ОВЗ представляется сегодня во время стрессов, депрессий одной из самых актуальных задач, так как в дошкольном возрасте формируется фундамент не только физического, но и психического здоровья. От того, как ребенок этого возраста пройдет социализацию, зависит вся его взрослая жизнь.

Понятие социальная уверенность интегрирует в себе такие понятия как доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки, способность к творчеству. Социальная уверенность обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, адекватное восприятие собственных успехов и неудач. Социальная уверенность – это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, окружающим миром.

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смыла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка.

Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребенок с задержкой в развитии на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения, нарушения в эмоциональной сфере.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную «Я - концепцию». Чувство собственной значимости является очень важным для ребенка. Социально неуверенные дети склонны чуть ли не в каждом деле находить препятствие, реагируя на них неадекватным поведением.

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической и психологическойлитературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, то есть как гипоактивность.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.

На вербальном уровне:

- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, или, наоборот, громкая, сбивчивая,

быстрая;

- рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);

- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;

- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимание;

- часто плаксивы и апатичны;

- мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;

- не могут устанавливать контакты взглядом, не смотрят на партнеров, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

- неприсоединение к группе играющих детей;

- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;

- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, при необходимости сказать «нет».

Социально неуверенное поведение связанно с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.

В качестве некоторых основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующее:

- неблагополучная семейная обстановка;

- экономическое неблагополучие семьи;

- низкий уровень эмоционально – волевой сферы;

- повышенное внимание ребенку;

- негативное или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к ребенку.

Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, детей, природы, общественной жизни. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, роль человека в социуме. Игра -универсальное средство профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка. Наиболее эффективными являются следующие виды игр: игры - подражания, имитации, перевоплощения, инсценировки, этюды, сюжетные, ролевые, подвижные, игры с правилами. В особых игровых условиях дети моделируют отношения в наглядно – действенной форме, начинают лучше в них ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между ребенком и его сверстниками: ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий. Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенку, выражает искреннею веру в его возможности, создает атмосферу взаимопонимания, любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей"

 Консультация для родителей по теме: "Зимние игры детей с участием родителей"   Прогулка — это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с ма...

Консультация для родителей о детских стрессах и страхах.

В тексте рассматриваются причины стресса и страхов у детей до 10 лет, а также рекомендации по их преодолению....

Консультация для родителей по теме: «Зимние игры детей с участием родителей»

Консультация для родителей по теме: «Зимние игры  детей с участием родителей»...

Консультация для родителей «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА У РЕБЕНКА И КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ»

Полезная информация для родителей, названы основные причины возникновения стресса у детей и даны советы, как его избежать...

Памятка для родителей на тему: Стресс у детей.

Памятка для родителей на тему: Стресс у детей....

Консультация для родителей «Способы уменьшить стресс ребенка 2-3 лет при адаптации в ДОУ»

Ваш малыш поступил в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Детский сад – это новое окружение, новая о...