Главные вкладки

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
    консультация (подготовительная группа)

    Лупова Оксана Ивановна

    Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley_igry_dlya_razv_rechi.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Уважаемые родители, предлагаю вам воспользоваться данными советами в области развития речи. Предоставляю вам наглядную информацию по теме:

    Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

    "Похожие слова".

    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

    Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова- приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Приятель - друг - враг;

    Грусть - радость - печаль;

    Еда - очистки - пища;

    Труд - завод - работа;

    Танец - пляска - песня;

    Бежать - мчаться - идти;

    Думать - хотеть - размышлять;

    Шагать - сидеть - ступать;

    Слушать - глядеть - смотреть;

    Трусливый - тихий - пугливый;

    Старый - мудрый - умный;

    Бестолковый - маленький - глупый;

    Смешной - большой - огромный.

    "Два приятеля".

    Цель: развитие словаря синонимов.

    Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

    "Семейная олимпиада".

    Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

    Например, трава (какая она?) -

    зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    "Два брата".

    Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

    Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

    Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

    Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький.

    А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

    Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

    Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

    "Назови ласково".

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

    Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

    Цветок красный, а цветочек красненький.

    Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

    Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

    Дом низкий, а домик … (низенький).

    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

    "Магазин посуды".

    Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово,

    развитие речевого внимания.

    Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

    Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли -

    солонка; посуда для сахара - сахарница.

    После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.

    Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

    "Найди по цвету".

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

    Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного.

     Например:

    Красное - яблоко, кресло, платье.

    Желтая - репа, краска, сумка.

    Синий - василек, баклажан, карандаш.

     

    "Выбери правильное слово".

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).

    "Найди картинку".

    Цель: развитие анализа и синтеза.

    Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

    Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

    аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

    рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

    причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

    шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

    эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

    "Скажи наоборот".

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Для этой игры нам понадобится мяч.

    Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

    Например: темно, а наоборот - светло.

    ДРУГ … ВРАГ

    ДЕНЬ … НОЧЬ

    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

    ЖАРА … ХОЛОД

    ЗЛО … ДОБРО

    ПРАВДА … ЛОЖЬ

    ХОРОШО … ПЛОХО

    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

    ВЫСОКО … НИЗКО

    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

    ТРУДНО … ЛЕГКО

    БЫСТРО … МЕДЛЕННО

    ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

    ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

    ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

    БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

    ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

    "Закончи предложение". 

    (употребление сложноподчинённых предложений)

    -Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

    -Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

    -бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

    - Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

    -Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

    -Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

    -Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

    -Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

    -Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

    -Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

    "Кому угощение?" 

    (употребление трудных форм существительных)

    Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится

    перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    "Назови три слова". 

    (активизация словаря)

    Ребенок становится перед взрослым. Ему задаются вопросы. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова- ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    -Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

    -Что можно варить?

    -Что можно читать?

    -Чем можно рисовать?

    -Что может летать?

    -Что может плавать?

    -Что (кто) может скакать? И т. д.

    "Кто кем хочет стать?".

     (употребление трудных форм глагола)

    Ребенку предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

    - Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта)

    - Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками).

    Ребенку предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

    «Зоопарк».

    (развитие связной речи).

    Ребенку предлагаются перевернутые изображением вниз (так что бы взрослый не видел изображение) картинки с животными.

    Ребенку нужно описать животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид.

    2. Чем питается.

    Взрослый должен отгадать описываемое животное. Затем ребенок и взрослый меняются местами. Взрослый описывает животное, а ребенок угадывает.

    "Кто кем был или что чем было".

    (активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

    Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком),

    лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

    "Назови как можно больше предметов".

     (активизация словаря, развитие внимания).

    Ребенок со взрослым становятся в ряд. Взрослый предлагает по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

    "Подбери рифму". 

    (развивает фонематический слух).

    Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шёл жучок,

    Песню пел в траве ... (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс: дидактическая игра по развитию речи «Волшебный паровозик».

    Мастер-класс: дидактическая игра по развитию речи «Волшебный паровозик».Солонина Юлия Ивановна.Цель игры: Развивать речь,умение по слову находить нужную картинку,сопоставлять картинку с игрушкой....

    мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

    laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...

    Мастер-класс "Сенсорные игры для развития речи детей раннего возраста"

    Мастер-класс представляет собой описание и наглядное представление о возможных сенсорных играх для детей раннего возраста....

    Памятка для воспитателей «Дидактическая игра в развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст - возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением,  формирования связной речи. Не вмешательство в этот процесс может повлечь отставания в развит...

    Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"

    Консультации для родителей на тему "Дидактические игры в развитии речи детей"...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

    Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...

    Мастер-класс «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

    Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностьюданной темы, вовлечь родителей  ксотрудничеству....