Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
консультация (старшая группа)

Ильяшова Ольга Александровна

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук,

как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

         Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, двигательные умения, внимание, разговаривать, играть с ним. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

     Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

     Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия на организм ребенка. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

     Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

     Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

     Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового анализаторов.

    Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

    Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

    С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

    Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

    Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

    Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Примеров веселой пальчиковой гимнастики для детей множество, приведу несколько для детей 4-5 лет:

         Ягоды,  ягоды – это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.) Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит? (Приподнимают плечи, удивляются.) Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперед.) Фруктовая ладошка. Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.) Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя.)

          Сказки. Будем пальчики считать, Будем сказки называть: (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.) Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного). «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец.)       Овощи У девчушки Зиночки овощи в корзиночке (Дети делают ладошки «корзинкой».) Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого.) Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.) Желаю Вам успехов в занятиях, радости в общении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Научно установленн, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....