Фонематический слух. А что это такое?
статья

Петрунько  Ольга Васильевна

Ваш ребенок плохо разговаривает? Меняет звуки в словах? В чем дело? Почему так происходит? Возможно, причина - проблема со слухом, но не обычным, а речевым.          Примеры игр для развития фонематического слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух. А что это такое?

       Ваш ребенок плохо разговаривает? Меняет звуки в словах? В чем дело? Почему так происходит? Возможно, причина - проблема со слухом, но не обычным, а речевым.         

            Немного теории.  Речевой слух – совместная «работа» фонематического и фонетического слуха. Он «воспринимает», оценивает чужую  речь и контролирует  собственную. Без речевого слуха речевое общение невозможно.  Это умение различать звуки речи на слух. Слышать разницу между звуками «С» и «Ш», между «Л» и «Р» и т.д. Он нужен для того, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те звуки. С помощью этого «специфического» слуха мы различаем близкие по звучанию слова, понимаем с какой силой и высотой сказаны слова и фразы.  Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. При этом меняется и смысл слова. Ребенок полностью понимает смысл того, что сказано, только если правильно различает звуки. Например, умеет «опознавать» мЫшку и мИшку, коЗу и коСу, Дом и Том.  Фонематический слух формируется к 2,5 годам, а к 4 годам - фонематическое восприятие. Это значит уметь услышать каждый отдельный звук в слове. Например, ребенок может сказать вам, что в слове «ДОМ» 3 звука: первый – «Д», второй-«О», третий-«М». Если у ребенка проблемы с фонематическим слухом, дальше будет сложно учится грамоте. Очень важно не упустить момент и помочь ему научиться правильно и красиво говорить. Для этого надо постараться научить малыша не только отчетливо произносить звуки, но и различать их на слух. Но как не упустить, вовремя заметить какие-либо отклонения? К сожалению, в данном случае беда не приходит одна. Фонематические нарушения почти всегда идут вместе с нарушениями в произношении звуков и общим недоразвитием речи. Эти проблемы Вы, уважаемые родители, как правило, замечаете. А уж логопед при обследовании обязательно выявит проблемы, если они есть.    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Но нужно помнить, что начинать лучше с малого.   Цель всех игр — научить малыша слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что он начал слышать себя, свою речь и старается исправить неправильное произношение.

Давайте поиграем !

           Что за машина?

Попросите ребенка угадать, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

            Угадай, что звучит?

      Скажите ребенку: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит»( бубен, погремушка, колокольчик.). Можно использовать разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно было услышать разные звуки.

             Кто сказал «МЯУ!»

      Попросите ребенка угадать, кто мяукал: кошка или котенок? ( имитируем голоса животных). Котенок мяукал тихо, а кошка громко. Тоже самое и с другими животными, которые знакомы ребенку. «Послушай, как лает собака и щенок. Покажи, скажи, кто лаял».

            Малышка ошибается.

Покажите ребенку разные картинки или игрушки и скажите: «Малышка (любая кукла) еще маленькая и всегда ошибается. Надо ей помочь. Если она скажет неправильно-хлопай в ладоши, а если правильно-не хлопай.» ( шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, хляпа)

            Поймай звук

«Хлопайте» простой вариант. Постепенно нужно идти на усложнение.
Сначала учитесь "ловить" звук среди других звуков.

«Хлопни, когда услышишь звук «Л» :  Л, Г ,М, Л ,В ,….
затем среди других слогов прямых : ЛА,МА,  ТО, ЛО, ВО ,БО, ЛУ,…
потом среди простых слов: ЛАПА, МЕХ ,ЛУНА,  …
потом более сложных : СОЛОВЕЙ, ВАТА, ВОЛНУШКА,...
Поиграйте со своими детьми в эту не сложную, но очень полезную игру. Ведь Вы не хотите, чтобы ребёнок писал потом "МаСа ела каСу" и не замечал ошибки. Ведь для деток с не развитым фонематическим слухом каШа и каСа порой звучит одинаково.
               
Цепочка

 Спросите ребенка: «Что общего в словах «мак» и «кот»? ( Звук «К»). Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука.»

Занимайтесь с удовольствием

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...