Консультация-практикум для родителей "К чтению через игры со звуками"
консультация

   Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_chteniyu_cherez_igry_so_zvukami.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум для родителей

«К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ»

           

           ЗАДАЧИ:

  • Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой.
  • Заинтересовать родителей звуковыми играми.
  • Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.
  • Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитная доска, маркеры, магниты, предметные картинки, раздаточный материал, ручки, листы бумаги для родителей, список слов для анализа и синтеза (по количеству родителей).

     Здравствуйте, уважаемые родители. Постепенно ведя ребенка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками.

   Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

   Сегодня мы будем играть в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.

«Поймай звук»

 Вот загадка о снеге: На всех садится,

                                                           Никого не боится.

Какой первый звук в слове снег? Да, звук «с». Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

 с, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;

са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

«Начало, середина, конец»

Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук «с»:  Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

«Ушки на макушке»

 Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:

               сыр, сыр, сыр…сор, сыр, сыр;

               шар, шар…жар, шар, шар;

               стол, стол…стул, стол, стол;

               рад, рад…ряд, рад, рад;

               мак, мак… лак, мак, мак.

«Верни шалунишку»

Вот загадка про морковь:

            Красный нос в землю врос,

            А зеленый хвост снаружи.

            Нам зеленый хвост не нужен,

            Нужен только красный нос.

Какой первый звук в слове морковь? (Звук «м».)

   Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук «м». Верните его в начало слова:

-агазин,   -ост,   -уха,    -арка,   -ышка,    -ак,    -ашина.

«Теория о звуках»

 Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

  • Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить).
  • На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)
  • Сколько гласных звуков в русском языке? ( шесть звуков – и, э, а, о, ы, у.)
  • Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чем главное их отличие? ( При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)
  • Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие).

Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.

Игра «Тим и Том».

Нарисуйте двух мальчиков. Один, назовем его Тим, - румяный, маленький, веселый. Другой, Том, - высокий, строгий. Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твердый согласный звук.

Кто любит носить (кь)епку, кто (п)анамку?

Родители рисуют на Тиме кепку, на Теме панамку.

Аналогично родители рисуют для Тима и Тома мяч и скакалку, конфеты и леденцы, рюкзак и сумку , бинокль и карту, консервы и вермишель.

Индивидуальные задания

Родителям раздают предметные картинки и просят распределить их на две группы по первому (твердому или мягкому) согласному звуку: «Диван и скамейка», «Тапочки и ботинки», «Липа и ель», «Резиновая и деревянная лодки», «Дин и Дон», «Камни и травка».

    Если название картинки начинается на мягкий согласный звук, слово «сядет» на мягкий диван, если на твердый – на твердую скамейку. (Аналогично с остальными парами пособий).

Игра «Магазин»

Родителям раздают игрушки.

Воспитатель. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова.

Родитель. Я хочу купить мишку.

Воспитатель. Платите деньги.

Родитель. Вот вам звук (мь).

Воспитатель. Продано.

«Цепочка слов»

Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

   Слон – нос – стол …

Игра «Накорми Карлсона»

 К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовил плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук «пь».

«Собери слово»

Произнести слово по звукам: «н», «о», «с»; родители его «собирают»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)

«Разложи слово на звуки»

Каждому родителю раздают по две предметные картинки. Одни «раскладывают»слово на звуки, остальные «собирают» слово.

Картинки: шар, душ, кот, кит, шарф, дым.

Тренировка в подборе слов для анализа и синтеза

Какие слова вы возьмете для анализа, какие нет? Почему?

Лева, школа, суп. Пенал, дуб, парта, сыр, Маня, коза, яма, дом, козы, конь, Маша.

«Дом звуков»  Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:

-брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, е, ю, я, ь;

-выделяя последовательно звуки в слове, научите ребенка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Ссссон- первый звук «с»

Соооон-второй звук «о»

Сонннн-третий звук «н»

«Техника безопасности» при произнесении букв

Показывая детям буквы, называйте твердый вариант согласного звука: не «кэ», не «кА», а «к» (кратко). Знакомьте сразу не со всеми буквами и в такой последовательности:

А, О, У, Ы, И, Н, Т, С, К, П, Р,Л,В…

«Закон чтения и письма»

Объяснить «закон чтения и письма» на парах слов: мал – мял, нос – нес, лук – люк, сер – сэр, был – бил. Затем чертит таблицу гласных 1 и 2 ряда.

а

о

у

э

ы

я

е

ю

е

и

Показать, как читать слоги и слова с гласными 1 и 2 ряда.

Объяснить порядок введения новых слов для чтения и печатания: вначале ребенок должен учиться читать слоги и слова с гласными 1 ряда, затем с гласной и, потом буквами я, е, ю, е.

Итог практикума

 Спасибо вам, уважаемые родители, за активную работу. Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное – совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка. Удачи вам.

                                                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – практикум для родителей К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

Показать родителям необходимость для ребёнка  иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного  овладения грамотой....

Буклет "К чтению через игру со звуками"

Буклет "К чтению через игру со звуками"...

Презентация " К чтению через игры со звуками"

Презентация для родителей детей 5 - 7 лет по обучению грамоте....

Консультация-практикум для родителей на тему: «К чтению через игры со звуками»

Постепенно ведя ребенка от звуков к буквам, следует вы­бирать для него наиболее мяг­кий естественный путь в письменность — через игры со звуками.Что такое буква? Это знак звукa. Ознакомл...

Картотека игр "Чтение через игру"

Картотека игр по обучению чтению "Чтение через игру"...

К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ

реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития детей с ТНР в условиях специально организованной развивающей познавательной игровой деятельности;- раскрыть  основные...

К чтению через игры со звуками

Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним ока­жется безрезультатным, если ре­бенок не знает, что именно обо­значается этим знаком. Более того, начинать обучение грамо­те с бу...