Главные вкладки

    «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Консультация для родителей.
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Шульгина Лилия Алексеевна

    Трудно переоценить значение лепки в развитии личности ребёнка дошкольного возраста. Статья даёт родителям  полное представление о том на какие сферы развития дошкольника влияет занятие лепкой, подсказывает, как помочь ребёнку в его творчестве, привить интерес к такой полезной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon znachenie_lepki_v_razvitii_lichnosti_doshkolnik1.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

         Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

          С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками.

           Большое значение лепки для детей дошкольного возраста ещё и в том, что она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, помимо привития ручных умений и навыков. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

          Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.

          Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. 

          Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

          На занятиях лепкой развитие выше перечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе

    восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации, т.е. не прибегает к условному изображению.

          Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

          Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

          Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём).  
    «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки». И.М. Сеченов отмечал, что форму предметов, руки определяют иначе, чем глаза, и определяют её полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и задним, которые глазам уже совершенно не доступны.

          Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, а это влечёт за собой речевую активность и полёт фантазии.

          Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

          В процессе занятий с пластическими материалами ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

         

          Ещё одним несомненным плюсом занятия лепкой является и тот факт, что способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Пластилин - универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

          Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

          Солёное тесто - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

          Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Предложите ребёнку открыть свою мастерскую или магазин игрушек, придумать чудесные превращения, сочинить пластилиновую сказку и т. д.

          Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей. Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

          Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
    - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
    - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
    - возможность создания объемных поделок;
    - умение планировать работу и доводить ее до конца;
    - богатое воображение.

            В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца.

    Формируется и важный компонент  учебной деятельности – оценка РЕЗУЛЬТАТА.  Дети получают изображение в лепке, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи.
       Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

    Способы лепки для изображения объемной формы:


    - Конструктивный способ:
    Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие. 

    - Пластический или скульптурный:
    Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.

     

    - Комбинированный способ :
    Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

        Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

    БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы); 

    ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

    ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
    - отщипывание
    - раскатывание
    - сплющивание
    - вдавливание
    - оттягивание
    - прищипывание
    - примазывание
    - прижатие
    - сглаживание
    - налепы
    - процарапывание.


    Виды лепки:

    - предметная лепка

    - сюжетная

    - декоративная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не...

    "Значение игры для развития личности дошкольника"

    Значение игры для развития личности дошкольника....

    Консультация для родителей: «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Консультация для родителей о значении лепки в развитии дошкольника....

    «Значение лепки в развитии личности дошкольника»

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....

    Статья "Значение лепки в развитии личности дошкольника"

    Статья рассказывает родителям о различных аспектах лепки для развития ребенка....

    Консультация для родителей на тему: "значение лепки в развитии личности дошкольника ".

    Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не...