Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы
консультация

Капустина Светлана Степановна

художественная литература оказывает огромное влияние на формирование, развитие и воспитание подрастающего поколения. При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности Н.К. Дедовских предлагает весь репертуар художественных произведений разбить на блоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей

средствами художественной литературы

(консультация, разработанная на основе диссертации Н.К. Дедовских)

При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности Н.К. Дедовских предлагает весь репертуар художественных произведений разбить на блоки.

В первый блок могут войти следующие циклы:

а) произведения, раскрывающие качества мужественности, при-сущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность («Богатырская застава» В. Калиты, «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева, рассказы Л. Кассиля «Твои защитники» и др.);

б) о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах (рассказы в стихах С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Почта», К.И. Чуковского «Храбрость», А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и др.);

в)        о мальчиках, проявляющих мужественность (рассказы «Ры-царь» В. Железникова, «Просто старушка» В. Осеевой, «Ничего особенного» В. Донниковой, главы «Проделки Карлсона» из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», произведение Е. Пермяка «Самое страшное» и др.).

Читая эти произведения, воспитатель обращает внимание детей на то, что мужественный герой не может пройти мимо тех, кто нуждается в помощи, защите, а выполняя взятое на себя дело, обнаруживает смелость, находчивость, ответственность. Кроме того, педагог обращает внимание на то, как мальчики преодолевают собственный страх, стеснительность или нежелание, когда видят, что слабые нуждаются в помощи и защите, а также на то, что мужественный поступок не всегда требует героизма, тем более физической силы, надо быть лишь чутким и внимательным к окружающим. Эти вопросы обсуждаются с мальчиками группы. При этом важно, чтобы, выслушав высказывания мальчиков, воспитатель обращал их внимание на мнение девочек: «А теперь, мальчики, давайте внимательно послушаем девочек, что они думают о герое?» Это связано с тем, что мнение девочек обычно принципиально не

не отличается от мнения мальчиков, но нужно, чтобы те почувствовали: девочки не безразличны к проявлениям мужества, чтобы у девочек, как и у мальчиков, формировался идеал мужественных мужчины и мальчика. Это способствует тому, чтобы у детей возникало своеобразное чувство солидарности, которое могло их объединить.

Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности, а именно: заботливости, миролюбия, терпимости к недостаткам других и попечительства по отношению к малышам. Согласно Е.А. Кудрявцевой, список литературы, способствующий формированию данных качеств, включает четыре тематических цикла:

а)        произведения, формирующие собирательный положительный образ девочки (рассказы А. Гарф «Димина чашка», «Праздник», Н. Пикулевой «Улыбка и Слезка»);

б)        раскрывающие качества женственности, проявляемые по от-ношению к представителям противоположного пола (сказки «Золушка», «Морозко» и др.);

в)        показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам (сказки Э. Сетона-Томпсона «Рваное Ушко», В. Сухомлинского «О гусыне», рассказ А. Алексина «Первый день»);

г)        произведения, формирующие представления о миротворчестве (сказки Ш. Перро «Фея», Братьев Гримм «Госпожа Метелица»).

При этом нужно давать возможность высказаться девочкам, а затем предложить им внимательно послушать мнение мальчиков. Также можно спросить девочек, на кого из героинь они бы хотели быть похожими, а у мальчиков — с какой героиней рассказа они хотели бы дружить.

Третий блок произведений направлен на формирование представлений у детей о дружной и счастливой семье (рассказы Н. Яночкиной «Большой и маленький», В. Осеевой «Отомстила», В. Донниковой «Цветы перед домом», произведения 3. Александровой «Бабушка», Е. Трутневой «Наша бабушка», Н. Носова «Шурик — у дедушки», Н. Яночкиной «Бонька» и др.), где все:

—        заботятся друг о друге, во всем помогают (главы из повестей Д. Габе «Моя семья» («Работа») и Н. Забилы «Катруся уже большая» («Старшая сестра»), рассказ В. Драгунского «Куриный бульон» из сборника «Денискины рассказы», короткие стихотворные и прозаические произведения А. Усановой «Стирка», В. Донниковой «Выдумщики», С. Погореловского «Попробуй волшебником стать» и др.);

—        вместе проводят досуг (произведения С. Маршака «Счастливый день», Н. Красильникова «Про Юру, Андрея и рыбалку», П. Мумина «У нас рабочая семья», Е. Серовой «Папа дома»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».

Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...

Консультация для воспитателей Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы.

Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы....

Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей направлена на формирование представлений у противоположного пола  начал мужественности и женственности....

из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности....

Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».

Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы». Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей ср...