Семинар - практикум для родителей «Развиваем Речь играя»
консультация

Пчелинцева Анастасия Евгеньевна

Создание условий для речевого развития в семье. Повышение педагогической культуры родителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igraya.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар -практикум для родителей “Развиваем Речь играя”

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольников

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Ход мероприятия.

Добрый день, уважаемые родители!  Я очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.  

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. В детском саду развитием речи детей занимается логопед и воспитатель. Но нам очень необходима ваша помощь и поддержка. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко.  Сегодня здесь собрались родители детей трех подготовительных  к школе групп.  На сегодняшний момент их  посещает  51 ребенок, из них 37 детей с тяжелыми нарушениями речи и посещают занятия учителя-логопеда, у остальных - незначительные речевые нарушения, которые тоже требуют внимания со стороны взрослых.

Жизнь современного родителя перегружена: работой, бытовыми обязанностями, зачастую вам не хватает времени для занятий с ребенком . В основном, дети заняты просмотром телевизора, планшета, играют в игрушки самостоятельно. Реже читают сказки с родителями, а специально организованные игры на развитие речи большая редкость.  Сегодня я хочу вам помочь. Расскажу и с вашей помощью покажу, как можно развивать речь ребёнка. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть». Совсем не обязательно усаживать ребёнка, садиться рядом и требовать выполнения задания, можно просто поиграть, не отрываясь от бытовых дел,  на прогулке, по пути в садик, в общественном транспорте , в поликлинике и т. д. от вас необходимо лишь большое желание помочь своему ребенку. Дорогие мамочки, предлагаю вам побывать в роли ваших детей. Итак, у вас есть желание помогать, а у меня- варианты игр. (схема, приложение 1.)

I БЛОК Игры “По дороге в детский сад”

Каждый день бежим мы в сад. И по пути мы будем играть.

Игра  «Что на что похоже»  (развитие связной монологической  речи, творческих способностей)
Предлагается подобрать похожие слова (сравнения):

Белый снег похож на…(что? сахар, вату)

Синий лед похож на…  (что? море, небо, цветок)

Густой туман похож на… (что? дым, пыль)

Блестящая на солнце паутина похожа на… (что? лучик, капельку)

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.)  Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.

Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): Мама- я буду мыть пол – Ребенок- я уже вымыл пол,( вешает шторы – повесил., одевается на прогулку – оделся, прячется от папы – спрятался, гладит рубажку – погладил, стирает брюки - постирал рисует картину – нарисовал, пишет письмо деду морозу– написал, поливает цветы– полил, ловит рыбу – поймал, чинит стул – починил, красит забор – покрасил, убирает игрушки– убрал, строит замок из песка – построил)

Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных):

сорока – сороки, много сорок, берёза - берёзы, много берез, машина -машины, много машин и т.д.

II БЛОК “Игры в транспорте”

Игра «Цепочка слов» (выделение первого и последнего звука в слове)

По очереди называют любые слова. Например: кошкА – АвтобуС СоК – КусТ
В игре «А что, если…»  (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим…

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Мама спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»; «Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько…); Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро…) «Как можно быть одетым? (аккуратно, небрежно, модно…); «Как можно смотреть? (ласково, зло, внимательно…)

Игра «Отгадай, что это» (отгадывание обобщающего слова)

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

III БЛОК “Игры на кухне ”

Каждая мама, придя домой, идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой. Это время так же можно использовать для общения с ребенком, да и различных материалов для игр на кухне более чем достаточно.

Предложите сами варианты игр.( Родители предлагают свои варианты игр)

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.

Так же можно: искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой, проталкивать фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок.

Предлагаю вам сейчас выбрать материалы для игры и поиграть на моей кухне.

       А теперь мы с вами разберем сумку с покупками (повторяем предлоги):

Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… (предлоги это наверно одно из самых сложных частей речи, детям тяжело в них ориентироваться)

 Для следующей игры выберите, пожалуйста, себе один овощ или фрукт. Кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая…

Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…и т.д

Игра «Варим варенье», «Приготовим сок» (преобразование существительных в прилагательные) например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и наоборот: черничное варенье из чего?

Игра «Подбери слова»  (активизация словаря): назовите «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.). По ходу игры уточняйте «Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

В таком темпе и проходит день. Вы выполняете свои дела, а ребенок не чувствует себя обделенным. А самое главное, вы выполняете немаловажную задачу- развиваете речь вашего ребенка.

Ну вот,  все дела переделаны, нужно укладывать ребенка. Кто из вас читает ребенку сказки на ночь? К сожалению, сегодня, все реже и реже можно встретить родителей, которые читают детям на ночь. Ведь проще всего включить ему развивающий мультфильм. Но мы, как родители,  должны уделять  10-15 минут своего времени именно чтению сказок. Чтение обогащает детский словарный запас новыми словами.  Если вы читаете сказку несколько раз, то заметите, что ваш ребенок выучит ее наизусть. Таким образом у детей улучшается память. Во время чтения ребенок учится слушать. Задавая вопросы во время чтения, вы развиваете мышление, связную речь, фантазию.  Через чтение вы выражаете свою любовь к малышу .Если вы будете ежедневно читать ребенку на ночь, он точно будет знать, что о нем заботятся, его любят, понимают. Никакой мультик не заменит родной голос и теплоту родительского внимания.

И конечно же, не забывайте!! Примером для детей является речь взрослых. Ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы  Чем больше правильных слов в вашем лексиконе, тем ярче и богаче словарь вашего ребенка.  

Игра с синонимами (раздаю листочки со словами прикольно, клево…, приложение 2 и ручки) .

Зачитайте слова, которые часто употребляют ваши дети.

Как вы думаете – обогащают ли эти слова речь вашего ребенка? Как можно это исправить?(подобрать синонимы). Запишите и озвучьте подобранные вами синонимы.

Рефлексия: Дорогие мамочки,

опишите глаголами, что вы делали сегодня на нашей встрече?

Опишите прилагательными, какие вы были сегодня?

Опишите существительными , кем вы были сегодня?

Спасибо за внимание! Я очень надеюсь, что сегодня вечером вы обязательно прочитаете сказку перед сном вашему малышу.

Приложение 1

                                                          Желание помогать

на прогулке                                                           на кухне

“Начто похоже”                      

“Веселый счет”

“Все сделал” 

“Подружи слова”              в транспорте

 “Один- много”

                                        “Цепочка слов”

                                          “А что, если...”

                                          “Как можно....”

                                          “Отгадай что это”

Приложение 2

ПРИКОЛЬНО

синонимы:

БЕСИТЬ

синонимы:

КРУТО

синонимы:

КЛЁВЫЙ

синонимы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Учимся играя"

конспект семинара практикума для родителй "учимся играя"...

Семинар -практикум для родителей "Растем играя, или какие игры нужны детям"

Большинство родителей не знают в какие игры можно играть с детьми. Вот несколько вариантов......

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Семинар - практикум для родителей «Чем играю наши дети»

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное....

Семинар – практикум для родителей «Учимся играя», для старшей возрастной группы.

Семинар – практикум для родителей  «Учимся играя», для старшей возрастной группы....

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...