Консультация для родителей "Речевое развитие ребенка от двух до трех лет"
консультация (младшая группа)

Артамонова Елена Юрьевна

Консультация для родителей о речевом развитии детей от двух до трех лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_razvitie_2-3_g.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Речевое развитие ребенка от двух до трех лет»

Воспитатель

Артамонова Е.Ю.

МДОУ, д/с № 228

«Теремок»

На третьем году жизни словарный запас вырастает до 1000-1500 слов. Дети могут самостоятельно строить простые предложения. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В словарном запасе ребенка третьего года жизни происходит накопление слов, обозначающих название всех игрушек, с которыми играет ребенок; предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня), транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

Дети с легкостью усваивают слова, обозначающие различные действия – трудовые (стирать, пылесосить, гладить, лечить, варить); действия, противоположные по значению (открыть-закрыть, надеть-снять); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять); их эмоциональное состояние (плакать, смеяться,  радоваться, обижаться).

Усваиваются прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов.

Дети могут четко произносить все гласные звуки и многие согласные (кроме шипящих, свистящих и звука «р»). Важно упражнять органы артикуляции, развивая их подвижность. В возрасте с 2 до 3 лет у детей очень ярко проявляется способность подражания. Полезно проводить с детьми упражнения в игровой форме для развития мышц языка, губ, щек. Для этого посадите ребенка напротив себя, лицом к лицу, и выполняйте несложные движения – высунуть язык  и облизать кончиком верхнюю губу, нижнюю, потянуть кончик языка к носу, вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке, надуть щеки, выдохнуть и т.п. Ребенок будет стараться повторить все ваши движения! Хвалите ребенка!

У детей отмечается особенность сопровождать речью игровые и бытовые действия. Такое «приборматывание», разговор с самим собой не нужно пресекать! Так ребенок отрабатывает свой речевой опыт, а в дальнейшем это поможет ему планировать свою деятельность.

Значительно увеличивается количество произведений детской литературы, которые интересны и понятны ребенку. Нужно помнить, что детей  больше привлекают стихи, сказки в стихах. Среди любимых авторов можно назвать А.Барто, С.Маршака, Э.Мошковскую, Б.Заходера, К.Чуковского.

Помните, что дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Однако такое запоминание ничего не говорит ни о речевом и умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных особенностях его памяти. Это особенность нервной системы и  мозга, свойственная всем детям раннего возраста. Для запоминания имеет значение частота повторения действий. Не злоупотребляйте этой возможностью! Заучивание слишком больших текстов с малознакомыми детям словами может «перегрузить» нервную систему и даже спровоцировать появление заикания у легковозбудимых детей. Возраст 2-3 года является критическим для появления этого сложного и достаточно тяжелого речевого расстройства, обусловленного непомерной нагрузкой именно при запоминании текстов, недоступных по своему содержанию детям.

Примерно с 2 лет 6 мес. в речи ребенка можно заметить значительное количество своеобразных слов – копатка, мазелин, огонята, шишенята, почтаник и др. Такое явление рассматривается как детское словотворчество, ребенок пытается внести свои коррективы в речь взрослых, делая более осмысленными те слова, которые ему кажутся нелогичными. Лопатой копают, поэтому лучше сказать «копатка». В этом случае не нужно смеяться над ребенком, нужно объяснить ему, как сказать правильно.

Ребенок этого возраста интенсивно усваивает грамматику языка, но может ошибаться в изменении слов в роде, числе, падеже, так как в языке наряду с правилами  есть исключения. Такие ошибки нужно терпеливо исправлять.

Ближе к 3 годам появляются бесконечные «почему» и «зачем». Всегда отвечайте на детские вопросы как можно полно и подробно. Совершенно недопустимы ответы «Вырастешь – узнаешь», «Отстань, мне некогда» и другие подобные. Вопросы ребенка свидетельствуют о любознательности, что является основой познавательного развития, поэтому такое поведение взрослого может  затормозить его ход.  Если затрудняетесь ответить, скажите об этом честно, но сделайте хитрый ход, спросите, а что по этому поводу думает сам ребенок? Может, вы сами что-то новое  узнаете?