Рекомендация "Практические советы родителям по развитию речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Артамонова Елена Юрьевна

Практические рекомендации родителям по развитию речи детей раннего возраста, их представлении об окружающем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь

родителям

РЕКОМЕНДАЦИЯ

«Практические советы родителям

по развитию речи детей раннего возраста»

Воспитатель

Артамонова Е.Ю.

МДОУ, д/с № 228

«Теремок»


Несколько практических рекомендаций по развитию речи ребенка и его представлений об окружающем

Стереотипность не всегда хороша! Разговаривая с ребенком, нужно избегать заученных, шаблонных фраз, изо дня в день повторяющихся слов. Формирование стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь ребенка и не способствует образованию все более обобщенного значения каждого слова. В результате стереотипной речи взрослых дети не воспринимают значение каждого слова раздельно, а сливают их в одно слово.

Постарайтесь одни и те же мысли выражать по-разному, в обращениях к ребенку чаще используйте синонимы, образные выражения. Это не только обогатит словарь ребенка, но и расширит, углубит его представления об окружающем.

Ребенок задает слишком много вопросов? Будьте терпеливы, не раздражайтесь! Всегда отвечайте на детские вопросы как можно полно и подробно. Совершенно недопустимы ответы «Вырастешь – узнаешь», «Отстань, мне некогда» и другие подобные. Вопросы ребенка свидетельствуют о любознательности, что является основой познавательного развития, поэтому такое поведение может его затормозить.  Если затрудняетесь ответить, скажите об этом честно, но сделайте хитрый ход, спросите, а что по этому поводу думает сам ребенок? Может, вы сами что-то новое  узнаете?

В основе речевого развития лежит чувственный опыт. С самого раннего возраста обращайте внимание ребенка на предметы окружающей его действительности, явления природы. Помните, что ему нужно все самому потрогать, подергать, постучать и т.п. Только таким образом обогащается чувственный опыт ребенка. Чем больше органов чувств задействует ребенок, тем точнее представления у него сформируются. А если все  действия ребенка или собственные вы будете сопровождать словесным обозначением и кратким комментарием, это будет обогащать и его словарный запас.

Речевая активность ребенка. Одним из условий, стимулирующих речь детей, является сила ориентировочной реакции: быстрее устанавливается понимание слова при наличии сильной заинтересованности ребенка, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому необходимо внимательное наблюдение за поведением ребенка и более частое использование именно тех предметов и действий с ними, которые вызывают больший интерес ребенка, а тем самым и большую речевую активность.

Говорите, беседуйте с ребенком как можно чаще, давайте малышу возможность высказать свою мысль до конца, даже если речь ребенка еще непонятна, невнятна; даже если ребенок говорит медленно, а у вас нет времени его слушать. Любые проявления речевой активности ребенка следует стимулировать и поощрять, каждое  достижение в области речи нужно отмечать и хвалить.

Откуда он взял это слово? Вам показалось, что ребенок ругается, хотя вы ничего подобного никогда не говорите? Помните, что ребенок как губка впитывает все и всегда. Ребенок – это радар, мимо которого ничто не проходит незамеченным. Он играет с игрушками и кажется полностью поглощенным в процесс? Не обольщайтесь, любое оброненное вами слово в адрес кого-то или себе «под нос» максимально четко будет воспроизведено, иногда  в самый неподходящий момент. Причем, чем тише вы его скажете, тем быстрее он его запомнит. Ну и не забывайте о телевизоре, в котором ребенок может и услышать, и увидеть все что угодно, когда его смотрите вы, отнюдь не детские передачи.

Муси-пуси. Говорите доступным для детей языком. Означает ли это  сюсюканье? Конечно, в разговоре с малышом нужно учитывать уровень развития его речи, но при этом ваша собственная должна быть более совершенной: разнообразной по построению, богатой по словарю, выразительной по интонации. Сюсюкая, вы лишаете ребенка образцов правильной речи.

Влияние речи на психическое развитие. Разговаривая с ребенком раннего возраста, желательно находиться в поле его зрения. Это повышает внимание и активность.

Любое обращение, требование или указание, обращенное к ребенку,  надо объяснять. Это поможет ему не только научиться мыслить,  устанавливать причинно-следственные связи, но  и мотивировать  свои просьбы и желания.

Беседуйте с ребенком о событиях, происходящих в его жизни. Это развивает не только речь, но и память.

Учите малыша узнавать известные ему предметы в различных обстановках – в гостях, в помещениях общественного пользования. Это поможет ему точнее различить существенные и несущественные признаки. Смысл слова, обозначающего данный предмет, будет уточняться и углубляться.

Дорогие родители! Вы – главные люди в жизни вашего ребенка, и только с вашей помощью малыш сможет овладеть правильной и красивой речью!