Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>
материал (младшая группа) по теме

Взаимодействие с родителями

по развитию речи детей раннего возраста

 средствами фольклора

“Малыши столицы”

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon малыши столицы42 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями

по развитию речи детей раннего возраста

 средствами фольклора

“Малыши столицы”

                                                                                                   

Фольклор - означает народная мудрость, народное творчество, поэзия и культура народов. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка.

  Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками, дразнилками. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
    Задача педагога - прививать навыки и умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывать художественный вкус. Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, получаем первые знания по культуре и поведению, познаем природу и животный мир, ну и наконец  - получаем физическое развитие.

 Современные реалии таковы, что большинство детей раннего возраста посещают детские сады, где они включаются в общий с другими детьми образ жизни. У многих детей снижен интерес к социальной действительности: нет желания играть вместе, делиться друг с другом, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим делам. Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:

                                        Кто у нас хороший?

                                        Кто у нас пригожий?

                                        Ванечка хороший,

                                        Ванечка пригожий!


Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг.

    Используя фольклор в своем общении с детьми, он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Фольклор окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, оживляет повседневную жизнь ребенка. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?»

 Из колодца принесла

 Курочка водицы,

 И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.
***
Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

                                      Чтобы щечки горели,

                                      Чтоб смеялся роток,

                                      Чтоб кусался зубок.
                                        Ай, лады, лады, лады,

                                      Не боимся мы воды,

                                      Чисто умываемся,

                                         Маме улыбаемся.
                                       
***
                                       
Чистая водичка умоет

                                        Саше личико

                                        Анечке — ладошки,

                                        пальчики — Антошке.


    Дети охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
    Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
    Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном, неизменном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условии для стимулировании чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь. Под потешки дети выполяют движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

     При организации игр фольклор незаменим. Игровые потешки в группе и на прогулке использую очень часто. Вызываю у детей интерес к народным произведениям, в которых имеются звукоподражания голосами животных и птиц. Дети ясельной группы<<приобщаются>> к экологическим проблемам, получают знания о животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаются гуманным отношением к ним, благодаря произведениям устного народного творчества. Они узнают что о животных надо заботится и что их <<благополучие>> зависит от людей.

<<Наши уточки с утра – кря – кря – кря!>>

<<Галки, вороны, все ли вы здоровы?>>

<<Пошел котик на торжок.>>

<<Ранним – рано по утру. Пастушок: ту – ру – ру – ру!>>

     А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них как можно больше.

И опять на помощь нам приходит народный фольклор:

<<Уж ты зимушка – зима,>>

<<Ой ты радуга – дуга,>>

<<У нашего Гришеньки под окошком вишенки,>>

<<Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей! >>

    Проводимые дидактические игры, например: <<Узнай потешку>>, <<Подари петушку перышко>>, <<Кто что ест?>>, <<Купание куклы Кати>> и другие, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

    В своей работе я практикую упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например <<про сороку>>. Читая потешку, предлагаю детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. Например, ребенок, исполняющий роль <<сороки>>, обращается к <<своим деткам>>: <<У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи, Коля, в магазин>>. Или <<Ксюша, налей воды, будем чай кипятить!>> В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, движений, словами.

 

    Детский фольклор – удивительный жизненный учебник. Все в нем разумно, рачительно, все – для пользы. Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Для малыша до трех лет любая деятельность – игра, и в то же время любая игра – это вполне серьезное занятие.

 <<Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Именно поэтому культурное наследие передается из поколения в поколение, как отец и мать развивая и обогащая мир маленького человека, должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.>>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора

Наряду с использованием традиционных средств по развитию речи детей раннего возраста не менее эффективными средствами являются малые формы фольклора. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими ...

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора (презентация)

Презентация подготовленна для воспитателей групп раннего возраста. Кратко описанно значение фольклора в развитии речи детей....

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.

Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.)                              ...

Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.

Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.)                              ...