Образовательные терренкуры в ДОУ – одна из современных форм педагогической работы по познавательному развитию дошкольников
статья

Димитриева Людмила Юрьевна

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить  познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Но мы дополнили  содержание  терренкуров включением комплекса заданий и упражнений по познавательному развитию.  Данные терренкуры в полной мере следует считать образовательнымиПриоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить  познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Но мы дополнили  содержание  терренкуров включением комплекса заданий и упражнений по познавательному развитию.  Данные терренкуры в полной мере следует считать образовательнымиПриоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить  познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.
Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Но мы дополнили  содержание  терренкуров включением комплекса заданий и упражнений по познавательному развитию.  Данные терренкуры в полной мере следует считать образовательными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terrenkur-vystuplenie.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные терренкуры в ДОУ – одна из современных форм педагогической работы по познавательному развитию дошкольников.

        Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить  познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.

Терренкур в переводе с французского означает (фр. terrain – местность, cours – курс лечения) – это метод, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Но мы дополнили  содержание  терренкуров включением комплекса заданий и упражнений по познавательному развитию.  Данные терренкуры в полной мере следует считать образовательными.

Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников;

– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы;

– формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

– приобщать детей к здоровому образу жизни;

– упражнять детей в основных движениях;

– развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации;

– побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

     Требования к развивающей предметно-пространственной среде, предъявляемые ФГОС ДО, предусматривают такую организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать не только двигательную, но и игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию. Характеристикой развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО  будет:

проблемная насыщенность; открытость к активному достраиванию ребенком игровой или познавательной ситуации, диалогический способ функционирования; не обыденность; четкая оформленность предметных источников развития; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.  Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ, являются образовательные терренкуры  разной сложности. Для того, чтобы реализовывать технологию образовательных терренкуров, необходимо создать трансформируемую среду в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников, а именно – разработать тематические «станции», макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты: мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной  работы детей, разнообразный изобразительный материал, цветные карточки, пиктограммы, мнемотаблицы и материал для проведения опытов и экспериментирования, атрибуты для проведения игр.  Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в  игровой форме: получают   реалистические знания, закрепляют определённые навыки и умения, проявляют творчество и фантазию, удовлетворяют двигательную активность, переживают эмоциональный подъём и эмоциональное благополучие при взаимодействии с окружающим миром, развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Мы подбираем различные варианты образовательных терренкуров. Маршруты  включают в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород и другие возможные объекты на территории ДОУ и за его пределами. Тут есть познавательные беседы, наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, комплекс оздоровительных физических упражнений, театрализация, экспериментирование, различные виды игр. Сложность маршрутов и содержание зависит прежде всего от возраста детей, погодных условий, времени года, количества детей, образовательных задач. Если в младшей группе – это 2-3 станции с минимальным насыщением, то в подготовительной группе   терренкур возможен и за пределами детского сада.

Образовательные терренкуры  проводятся регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.  

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо:

Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)

Предложить детям доступный материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного)

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности)

Создание творческой обстановки и с вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

Перед проведением образовательного терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности, проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить. Напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно.

Каждый образовательный терренкур может быть:
-итогом недели  (закрепление определённой темы в процессе интеграции О.О.) для организации образовательного события - проблемным мотиватором для разработки и реализации какого-то проекта;
-маршрутом для знакомства с предметами, явлениями, событиями и фактами;
- маршрутом для проверки опытным путём полученных знаний в процессе реализации темы или закрепления и формирования определённых навыков.

Воспитателями нашего детского сада были разработаны и с помощью родителей организованы  разные образовательно-оздоровительные терренкуры. В сентябре для педагогов я провела открытый просмотр образовательного терренкура  «Путешествие юных туристов», куда были приглашены и родители воспитанников. Ребята экипировались в настоящих туристов, прихватили в путешествие и рюкзачки, и все необходимые для путешественника принадлежности, даже питьевую воду-на улице  было жарко. Была составлена карта-схема терренкура, на которой  были обозначены  разные «станции»: «Мелодия природы» (закрыть глаза, прислушаться к звукам природы и назвать их), «Тропинка насекомых» (загадывание загадок, вспомнили  строение насекомых, как они передвигаются и чем питаются и как спасаются от врагов), «Цветочная поляна» (закрепили знания о строении цветка и ориентировка в пространстве), «Наш мини-огород» (читали стишки об овощах и инсценировали мини- сказку), «Топкое болото» (прыжки на двух ногах с кочки на кочку, из круга в круг, переход по узкой дороге-канату боком) ,«Дом царицы Математики»  (упражнения в счете, знакомство с цифрами, геометрическими фигурами, формирование сенсорных эталонов)  Не забыли и о привале- отдыхе детей у «озера», где они с удовольствием играли с ракушками, морскими камушками, рассматривали морских звезд, ловили рыбок и считали, кто сколько поймал, рассказали о  строении рыб и других жителях подводного мира, а затем составляли рисунки из камушков. И провели такой простой опыт. Какой же камушек тяжелее? Взяли вешалку, прицепили к ее краям по пакетику и повесили эту конструкцию на ветку дерева.  Путешествуя по маршрутам, дошкольники побывали на полянке, среди деревьев, вспомнили «Лесные правила». А от станции к станции мы с детьми передвигались, выполняя логоритмику, физические упражнения, речевки, преодолевая препятствия. В благодарность за отличное поведение, хорошие знания лесной зверек Белочка устроила всем ребятам сюрприз: припрятала на елочке свои сладкие угощения, которым обрадовались все участники путешествия. На терренкуре, насыщенном оздоровительными "станциями" и заданиями по образовательной области "познавательное развитие"  было интересно всем: и детям, и взрослым.

Познавательно-образовательный  терренкур «Загадки Зимы» провела с детьми в средней группе воспитатель М.Я. Никитина. Цели терренкура: укрепление здоровья воспитанников на свежем воздухе, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей, воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма, взаимопомощи. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводили  опыты (со снегом, разноцветными льдинками, магнитами), исследования (свойства воздуха и испарение воды,), составляли устные рассказы, играли  в подвижные игры.

Оздоровительный зимний терренкур в средней группе №8 провела воспитатель И.Г. Тимофеева. Маршрут был составлен заранее, учитывался возраст детей, их двигательные способности, состояние здоровья. Терренкур  прошел как спортивный праздник, потому что на нем появился любимый герой – Снеговик, со своими зимними заданиями, загадками, играми, сюрпризами. Дети очень хотели понравиться Снеговику, старались, помогали друг другу, а еще решили удивить гостя. Зимней радугой на снегу! Для этого устроили привал, достали из рюкзачков бутылочки с разноцветной водой и стали рисовать на снегу разноцветную радугу. Каждый ребенок проявил творчество и инициативу. Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.

Оздоровительно-познавательный терренкур как альтернатива зимней прогулке в детском саду «На тропу познания и здоровья вышли все девчонки и мальчишки» организовали в подготовительной гр. воспитатели Яштайкина О.А., Соловьева И.Г.  Дошкольники  закрепили знания о зимующих птицах, подбирали эпитеты к словам,  поиграли д/и «Когда это бывает?» и «Чей голосок?», составляли  рассказы по мнемотаблицам о зиме. Сколько задора, энергии, радости получили все участники зимнего маршрута.

Кроме терренкуров, проходящих по территории ДОУ,  мы используем маршруты, которые                                 выходят за пределы детского сада. Так, с детьми старшей группы №5 (воспитатель Зашляпина Л.А.) проведен эколого-краеведческий  образовательный терренкур «Прекрасней города на свете не сыскать», с целью- познавательно-исследовательской деятельности,  воспитанию уважения и любви к своему родному городу. Маршрут был проложен из детского сада до краеведческого музея, где по дороге  дети остановились на станции «Архитектурная» и в ходе познавательной  беседы узнали, что здание Сбербанка - дом лесопромышленника Бурашникова, это был самый красивый в городе особняк, построенный в стиле модерн. И  напротив здание Казначейства – бывший магазин и контора лесопромышленника М.Ф. Железнова. А на станции «патриотическая» «историческая», «краеведческая» дошкольники  пополнили,  и расширили свои знания  о братьях Таланцевых- меценатах нашего города,  познакомились с фамилиями павших воинов – земляков, вспомнили  врача Ядринской глазной и хирургической лечебницы Волкова Константина Васильевича   и что его имя носит районная больница и одна из улиц города.  А по дороге туда и обратно наблюдали за транспортом, пешеходами и повторяли правила дорожного движения, и  правила поведения в природе.

Итогом проведенных образовательных терренкуров является развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС"

В статье описаны формы работы с детьми по познавательному развитию....

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС»

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.В ФГОС используются три термина: «познавательное развит...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

«Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС », доклад

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...

Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.

Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...