Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Кузичева Татьяна Юрьевна

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedagogicheskogo_soveta_no2.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №2

«Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

29.11.2021 год

Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обобщить опыт работы ДОУ по теме «Особенности современных форм, методов

работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста;

  1. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр с

Детьми, способствующие речевому развитию. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области речевого развития детей;

  1. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм

и методов в работе с детьми.

Повестка педсовета:

  1. Теоритическая часть «Развитие речи детей дошкольного возраста, актуальность» -

ст. воспитатель Кузичева Т.Ю.

  1. Аналитическая справка «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях

ДОУ», «Речевые уголки»

  1. Презентация Лэпбука по развитию речи – 2,7,9,12 группы
  2. Презентация «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми» -

5,8,10 группы

  1. Презентация дидактических игр по развитию речи (желательно, сделанные своими

руками) – 1,3,4,6,11 группы

  1. Специалисты: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами

музыкальной деятельности из опыта работы» (с примерами): Жемкова И.М. – ранний возраст, Шишова Т.А. и Смилгаин Л.И. – дошкольный возраст

  1. «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами физической культуры из

опыта работы» (с примерами) Садовая Е.А.

  1. Деловая игра для педагогов (по окончании тест-опросник)

Ход педсовета:

  1. «Развитие речи детей дошкольного возраста, актуальность»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.     Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего дошкольного возрастаФормирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи  ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 
При  использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается  уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют  представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.  Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти  иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в  основном  предназначены  для увеличения словарного запаса детей; дидактические  игры и упражнения, конспекты занятий,   разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и  динамический (анимации, видеоматериалы).

В  целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно  использовать  метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии  речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития  устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить  рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной)  мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с  усложнениями.   В результате использования данной технологии  дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии  достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы:  музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические  эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в  настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В  гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию  устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту  взаимодействия со сверстниками. Также хорошо использовать в повседневной жизни такой метод, как Лэпбук (см. презентацию «Лэпбук»).

  1. Выписка из аналитической справки «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Речевые уголки»

В ГБДОУ детский сад №110 Выборгского района Санкт-Петербурга  с

15.11.2021 по 19.11.2021 года  был проведен тематический контроль по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ», «Речевые уголки», с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществлял:  старший воспитатель – Кузичева Т.Ю.
Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:

  • система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию

коммуникативных навыков дошкольников;

  • наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания

коммуникативных навыков дошкольников;

  • система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у

детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  • анализ календарных планов с детьми;
  • анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы с родителями воспитанников по данному направлению);
  • организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
  • анализ непрерывной образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками;

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей

доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения. Дети общаются по разному поводу: в основном по какой-либо деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности.  Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала). Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье. Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках (во всех группах). О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем. Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. 
        Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.
Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах. Проанализировав результаты поводов общения воспитателей с детьми, можно сделать вывод, что чаще всего используется организационный (с целью организовать группу детей на учебную деятельность, проведение режимных моментов); и на какую-либо деятельность (на игру, трудовые поручения, индивидуальную работу с детьми). Эти два повода общения очень тесно переплетаются между собой. Дисциплинарный повод общения также присутствует во всех группах, но менее часто (по поводу дисциплины отдельных детей).

Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность). Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время НОД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности. Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

             Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения. 
Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).
Прослеживается планирование работы с родителями в младшей, средней и старшей группах: консультации, беседы, советы родителям.

Вывод по тематическому контролю.
           Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

Предложения:

1.Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2.Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая , подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

3. Включить в план работы с родителями  мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

  1. Презентация Лэпбука – группы № 2,7,9,12 (ранний, младший и средний возраст)
  2. Презентация «Использование мнемотехники. Мнемотаюлицы в работе с детьми» - №5,8,10 группы (старший и подготовительный         возраст)
  3. Презентация дидактических игр по развитию речи (желательно, сделанных своими руками) – группы №1,3,4,6,11
  4. Музыкальные руководители: «Развитие речи детей средствами музыкальной деятельности» (на примере из опыта работы)
  5. Инструктор по физической культуре «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами физической культуры» (на примере из опыта работы)
  6. Деловая игра для воспитателей  «Речевое развитие дошкольников» -

 ст. воспитатель Т.Ю. Кузичева


Описание работы:  Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Цель: Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.
Задачи:
1. Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.

3.Развивать творческую активность участников.

Атрибуты игры: Эмблемы команд, кроссворды, шляпа, заготовки с вопросами для 1 задания, карточки для работы с пословицами и поговорками, секундомер, песочные часы, бланки-протоколы у жюри.
Правила игры: 

1. Уметь слушать других.
2. Вырабатывать общее решение вопроса.
3. Принимать активное участие в игре.
4. Не оспаривать оценку жюри.
5. Соблюдать культуру речи и тактичность.


Ход:
Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего.

За 1 минуту придумать название команды.

1 задание. Теоретическая часть.

Четыре человека от каждой команды подходят к столу и вытаскивают из шляпы вопросы, отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. 

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

  • Развитие словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • воспитание звуковой культуры речи
  • развитие связной речи
  • подготовка детей к обучению грамоте
  • развитие речевого дыхания, выразительности

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

  • Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

3. Что такое диалог?

  • Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

4. Что такое монолог?

  • Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

 6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня)

 7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

 8. Как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

2 задание «Сказкотерапия»

Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

3 задание. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников»

https://lh4.googleusercontent.com/pGazVnAF0tmrDNgtfHdnY0fwHwD4-teoFJuYGpbnz87wd6MD4x8yb7C7WJP2Sb2gSt2AlF6cRuHzilpw4LU6WQp_QbGQ91lr5FkTWqm6Hh9s8wC2vQ_1ZnL0UhB39vwzm4bVcTHCdKnllYkPRQКроссворд № 1

1

2

3

4

5

6

По вертикали:

1. Речь, рассказ одного человека.

2. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.

Ответы: 1. Монолог; 2.существительное; 3.описание;  4.рассказ

По горизонтали:

 2.По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.

5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 2. Словообразование; 5. Словесный; 6. Синонимы.


Кроссворд № 2

1

2

3

4

5

6

7

По вертикали:

1.Слова, противоположные по смыслу.

4.Часть речи, которая обозначает действие предмета.

6.Разговор между двумя людьми.

Ответы: 1. Антонимы; 4. Глагол; 6. Диалог.

По горизонтали:

2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.

7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.

Ответы: 2. Повествование; 3. Автор; 5. Наглядный; 7. Загадка.

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает книги о природе.

Решение педагогического совета:

  1. Создавать условия в МБДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.

                     /срок: постоянно, отв: воспитатели /

  1. Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование  разнообразных современных  методов и приемов, вовлекать в работу родителей. Использовать методы проектов (лэпбуки) для работы с детьми

          /срок: постоянно, отв: воспитатели /

  1. Использовать таблицы мнемотехники в развитии речи детей   в образовательном процессе, так и в режимных моментах.

/срок: постоянно, отв: воспитатели/