«Познавательное развитие детей летом»
консультация

Цветкова Елена Васильевна

Информация для родителей о летнем отдыхе детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie_detey_letom_-_kopiya.doc609.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие детей летом»

В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.

Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть»

  • «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых. Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же

– дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор

  • т.п.

  • примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.

Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.

Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».

Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако-барашек и т.п.

Взрослые открывают своим детям и воспитанникам

свойства        вещей        и        особенности        явлений,        развивают        и

уточняют        их        представления        о        мире        вокруг        них.        Направляя        детское

восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений

живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует

сводить  общение  с  детьми  к  излишнему  морализаторству,  не  превращать

общение с детьми в менторство и занудство. Основное – это дать возможность детям

замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.

  • шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.

Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.

Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не дессонировать с ним.

                        Советы родителям:

Чаще бывайте с ребенком на природе.

Имейте  в  семье  животное  или  растения.  Поручайте  заботу  о  них

детям.

Учите  детей  не  причинять  живому  зла, помогать  всему  живому.

Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.

Используйте положительные примеры из  жизни и литературы при

воспитании ребенка.

Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

Мастерите с детьми поделки из природных материалов.

Поощряйте экспериментирование детей.

Играйте с детьми на прогулке и дома.

1.Найди по описанию:

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

2.Горячо — холодно.

Цель: поддержание положительного интереса к        живой природе, закрепление  их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Условие: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

3.Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

4.Скорая помощь (экологическая игра на природе).

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

5.Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

6.Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

7.Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком.

Цель:   развитие   творческого   начала   при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.

 Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы  Тамбовской области летом» в старшей группе. Цель:  расширить знани...

Конспект НОД по познавательному развитию «60-летие Первого полета в космос»

Расширение знания детей о космосе, о первом полёте в космос. Воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны....

"Познавательное развитие детей летом"

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом".

Лето - идеальный период для развития познавательных способностей детей, формирования интереса к окружающему миру, бережного отношения к природе, развития наблюдательности....

Познавательное развитие детей летом

Познавательное развитие детей летом...

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей летом»

Консультация для родителей«Познавательное развитие детей летом»...