ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ
консультация (средняя группа)

Гузель  Городовая

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_letom.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Познавательное развитие детей летом"

   

  В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.

  Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть" и   «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых.

  Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью. 

  И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но  и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же – дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.

  Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гори  т.п.

  К    примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.

  Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.

  Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».


  Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой. 

  Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако-барашек и т.п                      

Взрослые открывают своим детям и воспитанникам свойства   вещей   и   особенности   явлений,   развивают   и уточняют   их   представления о мире вокруг них.  Направляя  детское восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует сводить  общение  с  детьми  к  излишнему  морализаторству, не  превращать общение с детьми в менторство и занудство.

  Основное - это дать возможность детям замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.

  К   шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.

  Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.

  Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не дессонировать с ним.

           Советы родителям:

  • Чаще бывайте с ребенком на природе.
  • Имейте  в  семье  животное  или  растения.  Поручайте  заботу  о  них детям.
  • Учите  детей  не  причинять  живому  зла, помогать  всему  живому.
  • Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
  • Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
  • Используйте положительные примеры из  жизни и литературы при воспитании ребенка. 
  • Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
  •  
  • Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
  • Поощряйте экспериментирование детей.
  • Играйте с детьми на прогулке и дома.

 

                                                                                                                   

1.Найди по описанию:

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

2.Горячо — холодно.

Цель: поддержание положительного интереса к   живой природе, закрепление  их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Условие: нельзя переворачивать карточки.

 

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

 

Игровая задача: заполнить игровое поле.

 

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

4.Скорая помощь (экологическая игра на природе).

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.                           

5.Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

6.Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

7.Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком.

Цель:   развитие   творческого   начала   при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие детей летом»

Информация для родителей о летнем отдыхе детей....

"Познавательное развитие детей летом"

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом".

Лето - идеальный период для развития познавательных способностей детей, формирования интереса к окружающему миру, бережного отношения к природе, развития наблюдательности....

Познавательное развитие детей летом

Познавательное развитие детей летом...

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей летом»

Консультация для родителей«Познавательное развитие детей летом»...

Познавательное развитие детей летом

В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармони...