Консультация для родителей «Способы умственного развития для дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Оксана Александровна Максимова

Консультация рассказывает родителям о способах умственного развития дошкольниковд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Способы умственного развития для дошкольников»

Развивающие игры

        Игра неразрывно связана с развитием личности. Особенно ярко это проявляется во время её интенсивного развития, то есть в детском возрасте. Следовательно, она играет важное значения для ребёнка. В дошкольный период игра для него – это деятельность, в которой формируется личность малыша. Игра способствует формированию всех сторон психики ребёнка. Игра способствует социализации ребёнка, готовя его к коллективной деятельности и жизни вообще. Многие игры представляют собой подражание взрослой жизни. Играя в них, ребёнок готовит себя к реальной жизни. Все знания и впечатления, полученные в процессе игры, обогащают внутренний духовный мир человека. Характер деятельности малыша определяет уровень его мышления и умственного развития в целом.

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей:

«Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик»,

«Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора», «Пентамино». Сущность этих игр состоит в

том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая

игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в

результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в

«Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. Влияние геометрических конструкторов многогранно.

Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные, сенсомоторные способности, смекалку, целенаправленность.

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети.

Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т.к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и

делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей.

Н: «Красные двери в пещере моей,

Белые звери стоят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю»

(губы, зубы)

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть:

 арифметическими (угадывание чисел);

 геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);

 буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей.

Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов

Дидактическая игра способствует:

  • Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
  • обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
  • развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
  • художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.            

 Опыты и эксперименты

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребенка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребенка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребенком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребенка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует. Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т.п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что в процессе эксперимента:

  • дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
  • у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного;
  • происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
  • формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • также развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.
  • По характеру познавательной деятельности эксперименты подразделяются на:
  • - иллюстративные, когда детям все известно и эксперимент только подтверждает факты;
  • - поисковые, когда дети не знают заранее, каков будет результат;
  • - решение экспериментальных задач.

Комплексные занятия – развивающие игры, предназначены для воспитателей и педагогов - психологов дошкольных учреждений, а также и для родителей, которые смогут почерпнуть для себя много полезного и организовать со своими детьми различные игры. Основной задачей данных занятий является оказание практической помощи педагогам и родителям в развитии детей от трех до семи лет и формирование у них готовности к успешному обучению в школе. Занятия рекомендуется проводить по подгруппам, два раза в неделю длительностью от 15 минут до 30 минут в зависимости от возраста. Для проведения занятий необходима предшествующая работа воспитателя с детьми по расширению знаний детей об окружающем: проведение наблюдений в природе, чтение художественной литературы, рассматривание картин и т.д. Все это будет способствовать расширению словарного запаса дошкольников, адекватному отражению в речи окружающего мира, развитию наблюдательности, что в свою очередь поможет педагогам обучить детей приемам классификации, умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления, выделять в них существенные признаки, устанавливать простейшие связи. Пользоваться приемами логического запоминания и т.д.

  • Занятия разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Большинство занятий объединено тематически: “овощи”, “фрукты”, “садовые ягоды”, “лесные ягоды”, “съедобные и ядовитые грибы”, “садовые цветы”, “лесные и полевые цветы”, “деревья”, “насекомые”, “речные рыбы”, “аквариумные рыбки”, “морские рыбы и животные”, “домашние птицы”, “дикие птицы”, “домашние животные”, “животные жарких стран”, “дикие лесные животные”, “мебель”, “инструменты”, “садовый инвентарь”, “посуда”, “одежда”, “обувь”, “головные уборы”, “продукты питания”, “спортивный инвентарь”, “транспорт наземный, водный, воздушный, подземный”, “военная техника”, “музыкальные инструменты”, “школьные принадлежности”, “профессии”, “явления природы”. В занятия включены игры разного характера: с использованием музыки и рисования, подвижные и малоподвижные игры, игры со словом и с картинками, с игрушками и предметами, предметами – заместителями и схемами.
  • Занятия рассчитаны на творчество воспитателей, их умение видеть развитие детей своей группы, своевременное включение в занятия дополнительного материала, другие игры или варианты уже использованных игр, увеличение или уменьшение количества игр и занятий по какой-то теме.

После каждой темы рекомендуется проведение обобщающих занятий с проведением творческих заданий, например, нарисовать чудо-дерево, чудо-машину, чудо-птицу. Достаточно много внимания в занятиях уделяется развитию у детей творческого воображения, логического и образно-чувственного мышления. В каждое занятие включены игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, обведение контура различных фигурок, штриховка, графический диктант, копирование по клеточкам и др.

 Компьютерные игры

При соответствующем подходе многие направления, задачи, а также содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми. 

Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер. Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических и ролевых, и компьютерных играх. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду (при их наличии в ДОУ) - в условиях коллективного воспитания. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Компьютерные игры являются наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Игра является одной из форм практического мышления. Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. В настоящее время существует множество программ, предназначенных для обучения детей математике, развитию речи, иностранным языкам и др. А также развлекательные программы, которые могут применяться в образовательных целях, благодаря методическим приемам. Существуют и развивающие компьютерные игры, которые используются только в образовательных целях.

Все игровые компьютерные программы можно разделить на группы, исходя из:

  • Возрастной категории;
  • Сюжетной тематики;
  • Уровня сложности игровой задачи;
  • Уровня сложности управления;
  • Задач развития умственных способностей и др.

Условно можно выделить четыре типа обучающих программ: тренировочные и контролирующие, имитационные и моделирующие, наставнические, развивающие игры.

Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предлагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение (реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.п.). При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.

Программы второго типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных-с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Такие программы предоставляют детям возможность наблюдать на экране дисплея некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.

Программы третьего типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации человеко-машинного диалога, для управления ходом обучения. Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программа может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ДОУ.

Программы четвертого типа предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи дошкольников»

Материал предназначен для родителей  средней группы, по теме развития речи....

Консультация для родителей «Пословицы в развитии речи дошкольника»

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и н...

Консультация для воспитателей: "Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания".

Особенности умственного развития старших дошкольников в процессе патриотического воспитания....

Консультация для родителей " Пословицы в развитии речи дошкольника"

Пословицы и поговорки, как писал К.Д.Ушинский помогают развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка....

Консультация для родителей "Загадка в развитии старших дошкольников"

Роль загадки в развитии старших дошкольников...

Консультация для родителей "Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах"

Характеристика умственного развития детей в разных возрастных группах...

Консультация для родителей "Пословицы в развитии речи дошкольника".

Сообщается о роли пословиц в речевом развитии детей....